Длинные волосы – женское счастье
Не секрет, что почти все девочки (в том числе и я) прочувствовали на себе анекдот про косички, заплетенные мамой так туго, что глаза становятся в два раза больше...
Поэтому в возрасте «свободы» мы стремительно избавлялись от мучительных воспоминаний и длинных волос. А дальше — полный креатив: стрижки средние, короткие, очень короткие, яркие эксперименты с цветом...
Слово «шугаринг» произошло от английского «sugar», что в переводе означает «сахар». Известно несколько видов состава для эпиляции сахарной пастой, но основным веществом всех видов остается обычный сахар. Во времена египетских цариц вместо сахара использовали мед, воск и сок целебных растений, но суть от этого не меняется. Сладкий сироп — он и в Африке сладкий сироп.
Сахарная эпиляция появилась в Европе совсем недавно, но с каждым годом завоевывает все большее пространство, так как имеет много очевидных преимуществ. К ним относятся:
- Низкая степень аллергенности. Сегодня трудно найти человека, у которого есть аллергия на сахар и его продукты. Кроме того, такое свойство сахарный сироп получил из-за отсутствия в нем красителей и других синтетических веществ, которые могут раздражать кожу и вызывать аллергические реакции.
- Комнатная температура сиропа, которым удаляется волос, сводит риск получения ожогов к минимуму (по сравнению с эпиляцией горячим воском).
- Сахарный сироп для эпиляции можно приготовить и в домашних условиях, для этого достаточно найти рецепт.
- Экономичность и многоразовое использование сиропа для удаления волос. Одним сахарным шариком можно удалить волосы на приличном участке тела. Для этого использованный шарик вновь раскатывают на поверхности кожи и удаляют волосы.
- После эпиляции остатки пасты для шугаринга просто смываются теплой водой.
- Эпиляция сахарной пастой не вызывает врастания волос в будущем, так как производится не против, а вдоль линии роста волос.
- Отсутствие нагревания позволяет проводить шугаринг даже больным, у кого есть варикозное расширение вен.
- Сахар способен остановить рост патогенной микрофлоры, вследствие чего проведение процедуры сводит к минимуму возникновение воспалительных процессов.
На Руси женщины очень бережно относились к своим волосам, считая их Божьим даром. Женщинам и девушкам запрещалось выходить из дома с непокрытой головой, и, тем более, с распущенными волосами, ведь волосы впитывают всю негативную энергию пространства, и отдают положительную. Волосы – это сексуальность женщины. Посмотрите, как смотрят на распущенные волосы мужчины? Они наслаждаются их красотой, тем самым отнимая энергию у женщины. С распущенными волосами в обществе появлялись только ведьмы (ведающие женщины, ведуньи) и женщины легкого поведения. Все остальные дамы ходили с распущенными волосами только дома, перед своим мужем и детьми. Благоприятным считалось, если муж расчесывает волосы жены, он обретает энергетическую защиту, ведь энергетика волос способна действовать как оберег не только для самой женщины, но и для ее семьи.
Недопустимым было, чтобы посторонний человек коснулся волос женщины. Это могли делать только ее муж, дети или отец.
Прическа тоже имеет большое значение. Лучшая прическа для женщины это коса. У древних славян коса олицетворяла символическую модель мироздания и баланс трех миров (Явь (проявленный), Навь (тонкий, не проявленный), Правь (божественный)).
Когда коса ложится вдоль позвоночника, прикрывая чакры, она вливает божественные силы в тело, защищает от зла и укрепляет дух.
Требования к волосам определялись более общими требованиями к «внешнему убранству», а те, в свою очередь, – представлениями о высоте священнического служения. Протоиерей В. Певницкий рассуждал так: «Как служитель Божий, он (священник. –В.М.) всегда и везде должен выдерживать строгий и степенный характер. Отсюда и во всех внешних приемах его не должно быть ничего резкого, ничего грубого и дерзкого, ничего отзывающегося легкомыслием и обнаруживающего в себе недостаток меры и самообладания; но на всем внешнем виде его должна лежать печать серьезности, скромности и, если возможно, благоговейности, приличной сану священника» (Певницкий 1885: 132).
Прическа священника должна была свидетельствовать о его скромности и сдержанности. Критерий «благоразумной меры» был главным в определении надлежащего вида священнических волос. Лохматые, непричесанные, грязные волосы, равно как и чрезмерно ухоженные и уложенные по светской моде, расценивались как недопустимые для духовенства. В заботе о волосах требовалось избегать крайностей. Слыть щеголем или неряхой было в равной степени непозволительно. И то, и другое роняло достоинство сана. Первое расценивалось как проявление недостойных суетных страстей, второе – как оскорбление того высокого положения, которое занимал священнослужитель. В формулировках того времени «приличная прическа волос» должна быть «без напыщенности, без особенно искусственной кудреватости и без великосветского подрезывания их» (Михайловский 1890: 11) и в то же время иметь опрятный вид: «…когда священник является с нечесаными, всклокоченными волосами, в засаленной грязной одежде чувствуется, что совершенно не таков должен бы быть вид служителя Божия» (Певницкий 1885: 155). Из слов Е.Е. Голубинского, тем не менее, можно заключить, что по отношению к своим волосам священники делились на два лагеря. Он писал: «К удовольствию нынешних священников, которые не особенно жалуют свои длинные волосы, и к скорби священников, которые, наоборот, утешаются ими, мы должны сообщить, что в древнее время дело с их волосами было вовсе не так, как теперь» (Голубинский 1997, 1: 577).
Чувство меры по отношению к собственным волосам воспитывалось заблаговременно. В дисциплинарных журналах семинарий можно было встретить такие записи: «волосы как у барина», «пробор на голове самый тщательный», «волосы острижены очень с изысканностью». Все эти проступки хотя и относились к числу мелких, но все же подпадали под наказание (Леонтьева 2002: 69–70).
Самыми строгими, безусловно, были оценки внешнего вида священника, совершающего богослужение. «В это время вся внешность его должна быть приведена в такой порядок, чтобы видящие его по виду его могли заметить, что он идет совершать великое и святое дело Божие» (Певницкий 1885: 156). Не случайно протоиерей А. Ковальницкий включал уход за волосами в список тех «мелочей», которые имели ближайшее отношение к богослужебной деятельности. Он советовал священникам перед выходом из дома на литургию поправлять на себе платье и волосы и следить за тем, чтобы волосы были причесанными и всегда находились в «безукоризненном приличии» (Ковальницкий 1901: 22, 34). В литературе, адресованной священникам, можно встретить и такие рекомендации: «При открытых дверях или во время стояния посреди храма священник служащий не должен в виду всех заниматься убранством и благоустройством своей головы и лица; все это и подобное должно заблаговременно упорядочить в стороне» (Михайловский 1890: 8–9). Симптоматично, что прилюдное символическое расчесывание волос гребнем посреди храма во время богослужения служило частью ритуального облачения епископа. Уход за собой во время богослужения был допустим только в контексте обряда, как его составная часть, в противном случае, будучи «мирским» делом, расценивался как оскорбление священнодействия[11].
Волосы и идеология
Интересующая нас история имела одну важную особенность: в переходные для церкви времена длинные волосы начинали связываться с определенной идеологией и прочитываться как символ тех или иных идейных течений.
Возможно, впервые эта связь проявилась во времена церковных реформ второй половины XVII века, в то самое время, когда прическа священника представляла собой некий переходный тип: волосы уже не обрезались, но маковку продолжал венчать «терновый венец». Несмотря на то что преобразования Никона собственно волос, как кажется, не затронули, происходящие перемены все же способствовали окончательному утверждению нового обычая «растить власы». Мода на власоращение хорошо «вписалась» в те тенденции, которые характеризовали время реформ с их ориентацией на греческие образцы. Не случайно поэтому, что для противников преобразований власоращение становится знаком новообрядцев. Наряду с другими действительно новыми деталями во внешнем облике священников[12] длинные волосы начинают выражать идею перемен и формировать образ «никоновского» попа. На одной сравнительной религиозной картинке символов старого и нового времени можно заметить и отличие в прическах духовных лиц: «никоновский» поп изображен с длинными волосами, в то время как старообрядец – с подстриженными (Тарасов 1995: 87, ил. 20). Как говорил о новообрядцах писатель-старовер Иван Васильев: «Власоращение, париконошение и брадобритие оправдывают в своих книгах и не вменяют сего во грех» (Тарасов 1995: 92). Не случайно расчесанные, как у девки, волосы – деталь карикатурного образа «новолюбца», созданного протопопом Аввакумом: «В карету сядет, растопырится, что пузырь на воде, сидя в карете на подушки, расчесав волосы, что девка, да едет, выставив рожу на площади» (Аввакум 1997: 220–221).
Длинные волосы священников опять оказываются в центре общественного внимания во второй половине XIX – начале XX века, в период бурного обсуждения дальнейшей судьбы церкви. К этому времени власоращение уже прочно вошло в быт духовенства и стало неотъемлемой частью образа «попа». Однако та «архаичность» обычая «растить власы», которая привлекала к себе консервативных священников, отталкивала сторонников перемен. В их глазах «древность» оборачивалась «дремучестью»: длинные волосы становятся воплощением отсталости и неразвитости в той же степени, что и длиннополая ряса и борода. Споры о волосах становятся частью споров о внешнем виде священника будущего и напрямую соотносятся с вопросом об улучшении быта духовенства. Среди иереев, особенно молодых, появляются поклонники светских коротких стрижек.
Для «длинноволосых» их образ был проявлением фундаментального принципа разграничения «своих» и «чужих», «внешним отличием» священнического «звания». Протоиерей А. Ковальницкий замечал: «…волосами, как и костюмом, православный священник резко выделяется среди общества, резкое отличие священника по его внешнему виду сразу указывает обществу на священника как на лицо, у которого оно должно учиться христианским добродетелям» (Ковальницкий 1901: 34). Посягательства на одежду и волосы расценивались как последовательное проявление «нелюбви» мира ко всему «немирскому» в пастырях: «Кому-то опять помешали священнические “хламиды” и священнические “гривы”, как бельмо на глазу», – писал один обозреватель (З. 1878: 402). Священнослужители из консерваторов настаивали на «нравственной целесообразности» традиции отпускать волосы и указывали на прямую зависимость между одеждой и самодисциплиной. «Не во все те места идут священники, куда увлекает вихрь современной распущенности обыкновенного человека, и это еще поддерживает священника на некотором нравственном пьедестале», – писал священник Василий Яхонтов (Яхонтов 1878: 16). Заботы и попечение о переменах кажутся им непрошеными и безосновательными. Возможность преобразований вызывает опасения, что перемены внешние могут привести к переменам внутренним: «…существенные изменения в одеждах имеют своим непременным последствием изменение в направлении духа, движущего людьми» (Певницкий 1885: 147). Несмотря на то что вопрос о каноничности власоращения уходит на второй план по сравнению с вопросом о целесообразности, адепты старых традиций все же напоминают: «Для священника, сознающего свое назоретство (так! –В.М.) пред Богом, наша грива –дорогой для нас символ» (Яхонтов 1878: 16).
Одним из проповедников передовых взглядов становится журнал «Церковно-общественный вестник», на страницах которого в конце 70-х годов XIX в. активно критикуется привязанность православного духовенства к своей «духовной вывеске». Длинные волосы и широкополые рясы предлагается сдать «в исторические музеумы» (Мирянин 1878: 4) и переменить их в согласии со вкусами времени. «Не осрамить вас желает мир, а сделать приличнее», – писал, обращаясь к священникам, один из сторонников реформ в одежде[13] (З. 1878: 5). Светский костюм и стрижка кажутся панацеей от издевательств народа и способом сблизить пастыря с паствой. Ссылки на ветхозаветных назореев трактуются как натянутые; связь между назореями и современными священниками оспаривается (З. 1878: 5; Украшение священников 1909: 12).
Так же стоит отметить, что волосы хранят информацию о человеке, с головы которого были срезаны, и остаются связанными с ним, даже будучи обрезанными.
(Поэтому, даже если волосы и приходилось обрезать – моя бабушка их бережно хранила в красивой шкатулке, или же делала из них обереги).
Женщины, отправляя мужа в поход, или на войну, давали им локон своих волос, что оберегало мужчину от беды..
Так же был актуален ритуал сожжения волос.
Считалось, что таким образом человек освобождается от своего прошлого, которое может негативно влиять на его будущее.
Не хотелось бы упустить еще один важный ритуал, связанный с волосами.
Все мы каждый день пользуемся им, не придавая должного значения и внимания этому процессу, не задумываясь о воздействии, которое оказывает обычное расчесывание. Издавна люди знали, как с помощью этого нехитрого ритуала можно достичь желаемых целей, и повлиять на ход событий жизни.
Так заплетание волос способствует разрушению злых чар, сглазов.
Второе правило перед шугарингом
Во время гражданской войны, с 1642 до 1651 длина волос была объектом спора кавальеров с пуританами. Первые носили длинные волосы, были нерелигиозными и, по мнению пуритан, развратными, вторые – набожными и консервативными.
В Англии традиционное определение длинных волос человека означало приверженность его к художественному искусству, а также говорило о высоких знаниях, мудрости и эстетизме, такие определения применялось тогда к классическим музыкальным энтузиастам.
Новые веяния
В 50-е годы прошлого столетия длинные волосы носили поэты и представители городской культуры, хотя популярными прически с длинными волосами тогда не были. Однако во времена культурной революции шестидесятых и семидесятых годов в Америке и во всем западном мире длинные волосы являлись ярким символом восстания и протеста против культурной нормы. Духовенство и консервативные родители увидели тогда в новом движении причуду, которая имеет угрозу для культурных и религиозных норм, но именно на таких взглядах выросло поколение хиппи.
Совсем обратный процесс происходит у женщин, длинные волосы которых являются признанием социума, в то время, как короткие сигнализируют о восстании против него. Длинные распущенные волосы традиционно воспринимаются как характеристика для женщин западной культуры. Однако, феминистки и борцы за права женщин давно отстаивают точку зрения относительно стереотипа о длинных волосах, которые, как они утверждают, не являются исключительно женским признаком. Сами феминистки предпочитают носить короткие стрижки.
Что касается восточных традиций, то там длинные распущенные волосы на голове женщины считаются признаком сексуального желания, которое при строгих нравственных законах и набожности недопустимо. Потому женщинам на Востоке и поныне полагается покрывать голову платком.
В 70-х годах популярность регги и Боба Марли побудили интерес к длинным волосам и дредам. Тогда же возникла философия Растафари, поддерживающая движение регги и создавшая сближение молодежи всех национальностей, в первую очередь, афроамериканцев. В 80-х годах против длинных волос выступают милитаристические герои средств средств массовой информации, таких как Рэмбо. Тогда же длинные волосы остаются популярными только среди любителей тяжелых металлов. Однако, начиная с 2000 года они вновь возвращаются, становясь популярными в западных странах. Эта тенденция остается актуальной и по сей день.
Ислам
В отличие от мужчин, женщины могли носить длинные волосы всегда, когда хотели. Для них максимальная длина всегда оставались актуальной, а уж религии в этом вопросе вообще единогласны, к примеру, в Коране четко пишется о том, что женщины не могут подрезать свои волосы. Некоторые религиозные ученые и поныне считают женщин, имеющих короткие волосы, неполноценными для рождения ребенка. В Исламе всегда имелось четкое различие между длинноволосыми женщинами и короткостриженными мужчинами. Талибан вообще наказывает мусульманских мужчин, подвергшихся влиянию западной культуры и отращивающих длинные волосы, подвергая аресту и принудительной стрижке, хотя это и является нарушением Сунны Пророка Мухаммеда. Аналогичные меры принимаются и у исламистов в Ираке, но несмотря на это, несколько талибов, членов совета клана Мехсуда, являются узнаваемыми именно своими длинными волосами.
В прошлом бедуины часто носили длинные волосы, однако, под влиянием запада, когда сформировалось мнение относительно того, что такая длина волос характерна для женоподобных мужчин, волосы стали подстригать. В таких исламских странах, как Египет, ношение длинных волос мужчинами является знаком сатанизма или неверности. Возможно, такой точки зрения способствовали западные рок музыканты и любители тяжелой музыки. Хотя в Древнем Египте мужчины носили именно длинные волосы и все боги изображены длинноволосыми, в основном собранные в пучок.
Коренные американцы
Американские индейцы носили длинные волосы вплоть до прихода западной культуры. В те времена и мужчины, и женщины нередко боролись за сохранность своих традиций, однако каждый раз сталкивались с тяжелой оппозицией. Цивилизованное американское общество было против такой «длинношерстности» и оказывало всяческое давление. Но благодаря культурному движению шестидесятых и семидесятых годов коренные американцы тогда защитили свои права, вплоть до того, что в ряде штатов тюремные правила позволяли коренным американцам носить длинные волосы во время заключения.
Африканские культуры
В западноафриканских культурах женщины с длинными волосами всегда высоко ценились. Длинные густые волосы были признаком здоровья, силы и возможности иметь много детей. Потому, девушки, слишком молодые для брака для соответствующего сигнала бреют часть головы. Такая традиция, однако, не распространяется на все племена.
Афроамериканцы
Когда черные рабы были освобождены, они стали бороться за социальный статус. Многие бывшие рабы, стараясь соответствовать тогда белым, подражали им во всем, в том числе, и прическах. Афроамериканские женщины, испытывая тогда давление по поводу своих кудрявых волос, старались выпрямить их. И хотя в ходе движения за гражданские права в 1950-х и 60-х стали популярными прически дреды, в последнее время ученые снова отмечают давление на черных женщин, призывающее их распрямлять и удлинять волосы. По мнению социологов, которые ссылаются на выпуск черной куклы Барби с прямыми длинными волосами, воздействие происходит по отношению к детям. Как бы там ни было, афроамериканские женщины должны сохранять свою культуру и не ощущать давления по поводу своих волос.
Восточная Азия
Исторически сложилось так, что восточноазиатская культура всегда рассматривала волосы как символ молодости и эстетической красоты. Длинные волосы они связывали с личной жизнью и сексуальной. Растрепанные длинные волосы у азиатов – признак полового влечения либо недавних сексуальных игр. Буддисты всегда имели длинные волосы, монахи же сбривали их. Для сикхов отрезание волос является символом преданности Богу, а также скорби и печали.
В семнадцатом веке мужчины в Китае носили длинные волосы, завитые в косы. Передняя часть головы при этом сбривалась. Так продолжалось и в девятнадцатом веке, когда китайцы стали иммигрировать в Америку. Американцы тогда порицали китайцев за длинные волосы, так как бедные трудящиеся таких не носили, не говоря уже об ювелирных украшениях в прическах, которые символизировались с буржуазным образом жизни. Вследствие этого, китайцы страдали от пыток и избиений со стороны охранников.
Так, в Юго-Восточной Азии и Индонезии длинные волосы носили вплоть до влияния ислама и христианства. Вторжение этих культур насильственно заставило отказаться людей от длинных волос. Кроме того, в некотором ряде областей, короткие волосы принято носить и среди женщин. Сообразно легенде, такой тенденции положил начало один король, который, обнаружив в рисе длинный волос, приказал всем женщинам коротко обстригать волосы.
Девушки, привыкшие к постоянной гладкости кожи, советуют не затягивать и идти на шугаринг, когда длина волосков уже достигла 2-3 мм. Отрастить их удастся за ту неделю, пока идет менструация. Этот вариант подходит для стеснительных, которые ощущают дискомфорт перед партнером при наличии малейшей растительности в интимных местах. По окончании менструации выполните шугаринг.
Если короткие волосы можно «двигать», пользоваться стайлингом, то длинные волосы нельзя перегружать стайлингом, иначе будет вид «грязной» головы.
Длина волос зависит от многих факторов, в том числе от расовой принадлежности: так, самые длинные волосы у расы монголоидной, а вот темнокожим представителям нашей планеты принадлежат самые короткие волосы. В среднем, ежедневно длина волос увеличивается на 0,35мм, в месяц на 1см, в год на 12 см.
Возможно, вас заинтересуют следующие статьи:
Полезные советы для здоровья вкратце
Народные средства от депрессии и её причины
Здоровье у мужчин. Или почему мужчины мало живут