Республиканский Центр Медицинской Профилактики - Здоровье детей и подростков
ФАКТОРЫ ЕГО ФОРМИРУЮЩИЕ ЗДОРОВЬЕ ДЕТЕЙ И
Сократ
но все без здоровья - ничто»не все, -
«Здоровье
Сущность понятий "здоровье", "здоровый образ жизни" в научной литературе. Составляющие здорового образа жизни младшего школьника. Определение уровня усвоения младшими школьниками правил здорового образа жизни в процессе изучения окружающего мира.
отчет по практике, добавлен 13.04.2014
Анализ и сущность понятий "здоровье", "образ жизни", "здоровый образ жизни". Особенности процесса формирования представлений о здоровом образе жизни у первоклассников. Здоровье и здоровый образ жизни как целевые параметры социально-педагогической работы.
дипломная работа, добавлен 02.08.2011
Существует много взглядов (порой противоположных) на питание: по П. Брэггу, Г. Шелтону (сторонник раздельного питания), по Г.П. Шаталовой, К.П. Бутейко; многие люди придерживаются вегетарианской ориентации питания, одни предпочитают сыроедение, другие - макробиотики, третьи являются сторонниками энергетического питания.
Сторонники натуропатического питания - проповедники ограниченности приема калорийной пищи за счет отказа от продуктов живого происхождения, основных источников белка и жира. Основная идея натуропатического питания и сыроедения - очень ценна. Она обусловлена стремлением использовать оздоравливающие силы естественного питания в сочетании со здоровым образом жизни, специальными дыхательными и физическими упражнениями, закаливанием организма.
Таким образом, в каждом доме, семье науке о питании должны следовать постоянно, ибо это один из главных факторов здоровья. Знание законов питания должно приобретаться с детства. Правильное, полноценное и рациональное питание должно быть возведено в ранг культа - один из китов фундамента здорового человека.
Следующий фактор здорового образа жизни - это личная гигиена. Сохранение и укрепление здоровья невозможны без соблюдения правил личной гигиены - комплекса мероприятий по уходу за кожей тела, волосами, полостью рта, одеждой и обувью.
Уход за кожей тела (мытье рук перед едой, после прогулок, при утреннем и вечернем туалете, ежедневный теплый душ перед сном или теплая ванна) должны стать естественной и неотъемлемой процедурой, посещение бани, должно стать как средство закаливания (парная) и как средство активного отдыха.
Там, где отсутствует централизованное горячее водоснабжение, желательно использовать перед сном местные обливания теплой водой и ежедневное мытье ног. Необходимо ежедневно менять носки, чулки, колготки.
В руководстве по гигиене детей и подростков рекомендуется мыть голову 1-2 раза в 1-10 дней. К решению этого вопроса подходить нужно индивидуально и моющие средства для волос следует подбирать индивидуально, в зависимости от характера волос и личными вкусами.
Уход за зубами является неотъемлемой частью поддержания хорошего здоровья. Распространенный по всему миру кариес отрицательно сказывается на деятельность системы пищеварения, кариозные зубы являются местом скопления различных патогенных микроорганизмов.
Большинство стоматологов рекомендуют чистить зубы 2 раза в сутки - утром и вечером (утром - после завтрака). После каждого приема пищи желательно прополоскать рот слегка теплой водой, один раз в полгода следует осуществлять санацию полости рта.
Гигиенические требования, предъявляемые к одежде, направлены в первую очередь на обеспечение нормального тепло- и газообмена организма с окружающей средой, оптимального уровня температуры тела и кожи, влажность кожи, кожного дыхания. Достижение этих требований может быть обеспечено использованием для одежды материалов с определенными физическими свойствами, такими как, воздухопроницаемость, теплопроводность, влагопроводность, электроизуемость.
Следует с самого раннего возраста воспитывать у детей гигиенические навыки ухода за своей одеждой.
Подбирать обувь лучше всего точно по размеру: не слишком тесную, но и не на вырост. Тесная обувь причиняет боль, затрудняет походку, нарушает рост и форму стоп. Необходимо воспитывать у детей бережное отношение к одежде и обуви.
Положительные эмоции являются неотъемлемой составляющей здорового образа жизни. Для поддержания физического здоровья необходимо психическое закаливание, суть которого - в радости к жизни.
Известно, что основа работы по совершенствованию своей психики самовнушение. Оно повышает эмоциональный тонус, укрепляет уверенность и силу воли. Психическая закалка стимулирует и физиологические защитные механизмы: иммунитет, функцию эндокринных желез. Так мысли укрепляют тело и наоборот: безволие, снижение эмоционального настроя способствуют ухудшению самочувствия, расшатыванию психического и физического здоровья.
Говоря о положительных эмоциях, следует также помнить, что в педагогике поощрение считается более эффективным рычагом воздействия на ребенка, чем наказание. Учитывая вышеизложенное, напрашивается вывод, что, поощряя ребенка, мы сохраняем и укрепляем его здоровье, и наоборот.
Рассмотрев условия, необходимые для формирования здорового образа жизни сделаем вывод, что молодое поколение наиболее восприимчиво различным обучающим и формирующим воздействиям. Следовательно, здоровый образ жизни необходимо формировать начиная с детского возраста, тогда забота о собственном здоровье как основной ценности станет естественной формой поведения.
педагог подросток здоровый жизнь
Глава 2. Методологические аспекты формирования здорового образа жизни. Социально-педагогическая деятельность по формированию здорового образа жизни детей и подростков
.1 Исследование о состоянии здоровья среди старшеклассников
Логика моей курсовой работы обусловила проведение опытно-экспериментальной работы. В эксперименте участвовало 20 учащихся старших классов (табл. 1 «Список детей, участвующих в исследовании») средней школы №43 г. Минска. Всего в школе обучается 534 учащихся; 80 учителей.
На констатирующем этапе я преследовала цель: выявить причины в отклонении состояния здоровья учащихся.
Проводился с сентября 2011 года по декабрь 2011 года.
Мной ставились следующие задачи:
- Изучить состояние здоровья старшеклассников.
- Выявить уровень состояния здоровья.
- Выявить отношение учащихся к своему здоровью.
Мышечная деятельность является непременным условием выполнения двигательных и вегетативных функций человеческого организма на всех этапах его развития. Значение мышечной деятельности в биологии и физиологии человека настолько велико, что ее совершенно справедливо расценивают как главенствующий признак жизни.
Физическая культура и спорт эффективно решают задачи последовательного укрепления здоровья и развития физических способностей организма детей и молодежи, сохранения навыков в зрелом возрасте, профилактики неблагоприятных возрастных изменений в пожилом возрасте. Доказывать в наше время пользу физической культуры и спорта - это все равно, что доказывать необходимость воздуха или пищи. Необходимость этого вопроса вызвана тем, что физической культурой занимается незначительная часть населения.
Сегодня гиподинамия (низкая физическая активность) - проблема века. Одна из важных причин возникновения и развития большинства заболеваний сердечно - сосудистой и дыхательной систем, опорно-двигательного аппарата, нервной и эндокринной систем, которые приводят к преждевременной инвалидности и смертности десятков и сотен тысяч людей, не достигших 50-летнего возраста. В настоящее время сниженная физическая активность в большом проценте случаев наблюдается среди подростков, обусловленная внедрением в жизнь телевидения, видеотехники, компьютеров.
Физическая культура и спорт в сознании молодежи не связаны со здоровьем, с успехами в учебе, высокой работоспособностью, в силу чего они не носят массовый характер, а являются только необходимостью выполнения учебной программы.
Физкультура и спорт призваны стать первоочередным и повседневным средством оздоровления, укрепления физического и нервно психического здоровья всех групп населения, средством повышения жизненного тонуса с самых первых дней жизни человека, выступая, как неотъемлемый элемент его общей культуры. В этом качестве физическая культура может и должна стать главным лекарством современного человека, позволяющим сохранить то количество здоровья, которое обеспечит ему полноценную творческую жизнь на долгие годы.
Рациональное питание и здоровый образ жизни.
Культура питания играет значительную роль в формировании здорового образа жизни подростков. Рациональное питание - физиологически полноценный прием пищи людьми с учетом их пола, возраста, характера труда и других факторов. Необходимость строго соблюдения рекомендуемых норм сбалансированного питания подростками определяется тем, что именно в этом возрасте закладываются основы тех болезней, которые связаны с нарушением питания. Питание должно удовлетворять все потребности организма, обеспечивать деятельность всех его систем и органов.
Проблема питания детей находится в зависимости от социального статуса родителей. Так школьники достаточно тесно включены в сферу семейно - бытовых отношений и их питание практически налажено. Но даже и среди школьников регулярно питаются не все. Особенно значителен процент таких подростков среди старшеклассников - 31%. Причиной нерегулярного питания является большая загруженность учебой, и дефицит времени, в силу которых поддержание режима дня просто невозможно.
Многие молодые люди не имеют необходимых знаний о рациональном питании и не стремятся их получить. Организм молодого человека быстро адаптируется как к большим перегрузкам, так и недогрузкам его систем и органов, и создается иллюзия, что при нарушениях питания не происходит качественных изменений. В этом одна из причин увеличения распространенности избыточной массы тела.
Ожирение становится серьезной проблемой, так как смертность от заболеваний сердечно - сосудистой системы при ожирении наблюдается в 1.5 раз чаще, чем у людей с нормальной массой тела. От того, насколько правильно питается человек, зависят иммунобиологические свойства его организма, физическая и умственная деятельность, работоспособность и производительность труда, показатели здоровья, продолжительность жизни.
Молодежь недостаточно убеждать в необходимости рационального питания, следует разъяснять им основные принципы рационального питания.
Гигиена труда и отдыха.
На долю труда и учебы приходится примерно 1/3 общего времени активной жизни человека. Если рассматривать здоровый образ жизни как разностороннюю жизнедеятельность, обеспечивающую сохранение и укрепление здоровья и работоспособности человека, и создание возможности полноценно и активно заниматься учебой, трудовой и общественной деятельностью, то следует признать, что важным компонентом формирования здорового образа жизни является рациональная организация учебы и труда, соответствующая физиологическим возможностям конкретного организма.
В любые возрастные периоды режим труда опирается на законы физиологии, в соответствии с которыми трудовые процессы должны чередоваться с отдыхом. Организация труда должна способствовать максимальной производительности при минимальных затратах физических и нервно-психических сил человека, то есть при небольшом сохранении его здоровья.
Важно, чтобы с детства человек привыкал организовывать виды деятельности в соответствии со своими физическими возможностями и чередовал трудовую деятельность с легкой. Смена видов деятельности предотвращает накопление усталости, повышает работоспособность и сохраняет здоровье. Это относится в большей степени к старшеклассникам и студентам. В связи с большими учебными перегрузками подготовка к занятиям осуществляется за счет свободного времени и ночного сна. Для молодежи особо опасен недостаточный ночной сон, который провоцирует раздражительность, внутренний дискомфорт, неадекватные реакции, а также способствуют возникновению различных заболеваний, в первую очередь нервной системы.
Труд, учеба должна приносить радость, способствовать молодому человеку в реализации его физического и духовного потенциала.
Вредные привычки и здоровый образ жизни.
Здоровый образ жизни не совместим с вредными привычками, ибо употребление алкоголя, других опьяняющих и наркотических веществ, курение табака препятствуют укреплению любых сторон здорового образа жизни. Вредные привычки входят в число важных факторов риска многих заболеваний, существенным образом сказывается на состояние здоровья молодежи и населения в целом.
Даже эпизодическое употребление в подростковом возрасте алкоголя, сигарет несут в себе большую угрозу, связанное с формированием в дальнейшем пьянства, алкоголизма, пристрастия к табакокурению. Еще более опасно в этом отношении употребление различных веществ, вызывающих привыкание, поскольку наркомания и токсикомания развивается у молодых людей быстро. Эти заболевания в настоящее время превратились в эпидемию, уносящую десятки и сотни тысяч человеческих жизней, калечащую миллионы судеб. Причем, наблюдается тенденция не только к стремительному росту случаев наркомании, но и к ее «омоложению» и увеличение тяжелых наркологических состояний. Учитывая возрастную категорию наркоманов от 13 до 35 лет, следует вывод, что под угрозой оказывается фактически все молодое поколение.
Группами риска являются лица без определенного места жительства, дети до 14 лет, подростки от 15-17 лет и молодежь от 18 до 30 (35) лет. Сегодняшняя ситуация характеризуется тем, что особую группу составляют дети из обеспеченных и благополучных семей. В группу риска относятся и социально неблагополучные дети, т.е. дети пьющих и не работающих родителей.
Проблема преодоления вредных привычек особенно актуальна, так как до последнего времени отмечается тенденция к увеличению частоты употребления алкоголя и табакокурения среди молодежи. Так уровень распространенности употребления алкоголя среди подростков 15 -17 лет колеблется от 73% до 88% у юношей и от 79% до 92% у девушек. Особое внимание обращает на себя высокий уровень травматизма у молодых людей (до 30 лет).
Огромную опасность для здоровья таит и курение табака. Число курящей молодежи очень велико, молодые люди начинают курить с все боле раннего возраста. Причины формирования пристрастия к табакокурению в подростковом возрасте многообразны, но наиболее частыми являются такие как любопытство, влияние друзей, пример взрослых. Стоит отметить, что большинство курильщиков в той или иной мере информированы о последствиях курения, но пока еще мало кто из них осознает опасность пассивного курения. Пассивное курение способствует возникновению у некурящих заболеваний, свойственных курильщикам.
Здоровье человека в значительной мере зависит от него самого. Все социально-экономические преобразования, усилия по совершенствованию медицинской помощи практически будут сведены на нет при неправильном отношении молодежи к своему здоровью.
В заключение можно сказать, что среди подростков распространено ложное представление о том, что болезни приходят в старости, когда активная жизнь уже позади. Роль молодых людей в поддержании и укреплении собственного здоровья сегодня минимальна. Формируется совершенно необоснованная уверенность в том, что здоровье гарантировано само по себе молодым возрастом, что любые запредельные нагрузки, грубые нарушения питания, режима дня, недостаточная физическая активность, стрессы и другие факторы риска «по плечу» молодому организму, что он справится со всеми выпавшими на его долю испытаниями
Глава 2. Формирование здорового образа жизни среди подростков: технологии решения проблемы
.1 Анализ современного состояния формирования здорового образа жизни у подростков
Одним из наиболее важных показателей здорового образа жизни подростка является наличие вредных привычек, то есть употребление психоактивных веществ: алкоголь, табак, наркотик. Проблема распространения вредных привычек среди подростков актуальна не только для Бурятии, но и для всей России в целом. Известно, что употребление психоактивных веществ неукратимо растет среди подростков 15 -17 лет колеблется от 71% до 84% у юношей и от 75% до 88% у девушек. Проводимые профилактические мероприятия привлекают внимание каждого человека к своему здоровью, к здоровому образу жизни.
Здоровье человека на 60% зависит от его образа жизни (питание, условий труда, материально-бытовые условия, наличие или отсутствие вредных привычек и т.д.). И поэтому формирование здорового образа жизни должно начинаться с самого раннего возраста. Основа нашего здоровья формируется в подростковом возрасте, когда наш организм притерпевает всеразличные изменения, и закладываться в основу должно самое лучшее.
Формирование здорового образа жизни, способствующего укреплению здоровья человека, осуществляется на трех уровнях:
- социальном: пропаганда в СМИ, информационно - просветительская работа;
- инфраструктурном: конкретные условия в основных сферах жизнедеятельности (наличие свободного времени, материальных средств), профилактические (спортивные) учреждения, экологический контроль;
- личностном: система ценностных ориентаций человека.
Не малую роль в формировании здорового образа жизни играет школа, так как большую часть своего свободного времени подростки проводят в ее стенах. Школа дает много знаний о различных сферах жизнедеятельности человека, а также о здоровом образе жизни, проводя профилактические занятия с учениками.
Профилактика - это совокупность государственных, общественных, социально-медицинских и организационно-воспитательных мероприятий, направленных на предупреждение, устранение или нейтрализацию основных причин и условий, вызывающих различного рода социальные отклонения в поведении человека.
Профилактика (др.-греч. prophylaktikos - предохранительный) - комплекс различного рода мероприятий, направленных на предупреждение какого-либо явления и/или устранение факторов риска.
Профилактические мероприятия - важнейшая составляющая системы здравоохранения, направленная на формирование у населения медико-социальной активности и мотивации на здоровый образ жизни.
Выделяют общественную, включающую систему мероприятий по охране здоровья коллективов и индивидуальную профилактику, предусматривающую соблюдение правил личной гигиены в быту и на производстве.
Индивидуальная профилактика - включает меры по предупреждению болезней, сохранению и укреплению здоровья, которые осуществляет сам человек, и практически сводится к соблюдению норм здорового образа жизни: к личной гигиене, гигиене брачных и семейных отношений гигиене одежды, обуви, рациональному питанию и питьевому режиму, гигиеническому воспитанию подрастающего поколения, рациональному режиму труда и отдыха, активному занятию физической культурой и др.
Общественная профилактика - включает систему социальных, экономических, законодательных, воспитательных, санитарно-технических, санитарно-гигиенических, противоэпидемических и медицинских мероприятий, планомерно проводимых государственными институтами и общественными организациями с целью обеспечения всестороннего развития физических и духовных сил граждан, устранения факторов, вредно действующих на здоровье населения.
В зависимости от состояния здоровья, наличия факторов риска заболевания или выраженной патологии можно рассмотреть три вида профилактики.
Первичная профилактика - система мер предупреждения возникновения и воздействия факторов риска развития заболеваний (вакцинация, рациональный режим труда и отдыха, рациональное качественное питание, физическая активность, охрана окружающей среды и т. д.). Ряд мероприятий первичной профилактики может осуществляться в масштабах государства.
Вторичная профилактика - комплекс мероприятий, направленных на устранение выраженных факторов риска, которые при определенных условиях (стресс, ослабление иммунитета, чрезмерные нагрузки на любые другие функциональные системы организма) могут привести к возникновению, обострению и рецидиву заболевания. Наиболее эффективным методом вторичной профилактики является диспансеризация как комплексный метод раннего выявления заболеваний, динамического наблюдения, направленного лечения, рационального последовательного оздоровления.
В основу методологических разработок понятия «здоровье» положена концепция И.И. Брехмана о здоровье как основополагающем компоненте человеческой личности4.
Акцент на различных сторонах понятия «здоровья», на его многогранности с А —— п ставят такие авторы как Н.М. Амосов , Н.П. Абаскалова , Ю.П. Лисицын , Л.Г.
Матрос8, A.M. Изуткин9 и др. С позиций системного подхода многокомпонентность здоровья отражена в работе Е.А. Абрамовой, Р.И.
Айзмана, Дж. Витулкаса, О.Л. Трещеевой и др.
Важными для определения категории «здоровый образ жизни» являются трактовки таких авторов как И.В. Бестужев-Лада10, М.Н. Руткевич, А.П. 11 12
Бутенко , В.И. Толстых . Философский подход к понятию «здоровый образ жизни» представлен в работах В.Ж. Келле, М.Я. Ковальзон13, A.C. Ципко и др.
4 Брехман И.И. «Философско-методологические аспекты проблемы здоровья человека» //Вопросы филисофии. - 1988 - №2 - С.52-53
3 Амосов Н.М. Раздумья о здоровье. - М., 1987.-.64с.
6 Абаскалова Н. П. Системный подход в формировании здорового образа жизни субъектов образовательного процесса (школа - ВУЗ): Монография. — Н., 2001. — 316с.
7 Лисицын Ю.П. Здоровье человека - социальная ценность. - М., 1988.- 355с.
8 Матрос Л. Г. Социальные аспекты проблемы здоровья. - Новосибирск. 1992.- 214с.
9 Изуткин А.М., Петленко В.П., Царегородцев Г.И. Социология медицины. Киев, 1981; .294с.
10 Бестужев-Лада Н.В. Прогнозирование образа жизни. -М., 1977.- . 221с. Бутенко А. П. Образ жизни: проблемы и суждения. - М., 1978. - 234с.
12 Толстых В. И. Образ жизни. Понятие. Реальность, проблемы. - М., 1975. - 132с.
13 Келле В.Ж., Ковальзон МЛ. Теория и история: Проблемы теории исторического процесса. - М., 1981. -194с. t* <4
В самом общем виде ценностный подход к здоровью человека был сформулирован болгарскими исследователями М. Поповым и М. Михайловым. Детальная разработка осуществлена В.П. Петленко, сформулировавшим новую теоретическую концепцию медицины. Кратко ее суть отражена в формуле «потребность - здоровье - болезни». Далее она была углублена и детализирована, в частности A.JI. Иванюшкиным, И.И. Брехманом14, Б.Г. Ананьевым15.
Попытку дать комплексное определение понятию «здоровье» и «здоровый образ жизни» предприняли А.Д. Степанов16 и A.M. Изуткин.
Многогранность проблемы здорового образа жизни, представленная в работах философов, педагогов, социологов говорит об отсутствии единого целостного подхода к пониманию здорового образа жизни.
Наиболее распространенным является медико-биологический подход, о чем свидетельствует большое количество публикаций Н.М. Амосова, Ю.П. Лисицына, Р.Г. Оганова17, А.Г. Щедриной18 и др.
В последние годы активизировались научные исследования, касающиеся проблемы здоровья людей в системе воспитания (В.Ф. Базарный, Л.Г. Татарникова19, В.О. Морозов, Г.К. Зайцев20, В.П. Казначеев21, H.A. Голиков, З.И. Чуканова, М.Г. Колесникова, Р.И. Айзман22, Г.А. Кураев23, Г.Л.
14 Брехман И.И. «Философско-методологические аспекты проблемы здоровья человека» //Вопросы филисофии. - 1988 - №2 - С.52-53.
15 Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. - Л., 1987. С.299 - 300.
16 Степанов А.Д., Изуткин Д.А. Критерии здорового образа жизни и предпосылки его формирования//Здравоохранение. 1991.- С.б.
Оганов Р.Г. и др. К здоровой России. Политика укрепления здоровья и профилактики заболеваний: приоритет—основные инфекционные заболевания. — М., 1994. — 140с.
18 Щедрина А.Г. Понятие индивидуального здоровья— центральная проблема валеологии. - Новосибирск, 1996. -77с.
19 Татарникова Л. Г. Валеология - основы безопасности жизни ребенка: Пособие по курсу валеологии «Я и мое здоровье» для школы первой ступени. — СПб., 1995. — 280с.
20 Зайцев Г. К. Здоровье школьников и учителей. — СПб., 1995. — 54с.
21 Казначеев В. П. Современные аспекты адаптации. — Новосибирск, 1980. — 196с.
22 Айзман Р.И. Концепция валеологического образования и пути ее реализации // Интегральный подход к формированию здоровья человека. — Новосибирск, 2000. С. 3-6.
23 Кураев Г. А. и др. Валеологическая система сохранения здоровья населения России // Валеология. — Ростов-на-Дону, 1996. —С. 7-18.
Апанасенко, Э.Н. Вайнер24, В.В. Колбанов25, В.Н. Касаткин и др.), которая является предметом профессионального интереса специалистов, работающих не только в области медицины, но и психологии, педагогики, других социальных наук.
К сожалению, в конкретной работе медицины и образования по сохранению и укреплению здоровья подростков отмечается разобщенность и непонимание собственных задач в рамках общей для них проблемы.
Медицине, как никогда, необходима помощь педагогики, так как все основные «факторы риска» (в том числе, курение, употребление алкоголя и наркотиков), имеют поведенческую основу (Л.С. Выготский, Д.Н. Исаев, В.Ф. у/г
Базарный, Е.В. Руденский, А.И. Захаров, Л.Г. Татарникова и др.). Поведение же всегда связано с мотивацией, которая вырабатывается именно воспитанием человека. Проблемам мотивации посвящены работы Л.И. Божович, Е.П. Ильина, А.Н. Леонтьева, М.В. Удальцовой.
Однако, в целом, проблема мотивации и сохранения здоровья, формирования ценностного отношения к здоровью остается недостаточно изученной в современной научной литературе. Особенно это касается подростков, как наиболее уязвимой группы населения. В настоящее время нет единого подхода в решение проблемы формирования здорового образа жизни среди подростков, а есть единичные исследования, в разных областях науки педагогики, валеологии, медицины.
Объектом исследования являются подростки, находящаяся на стадии формирования образа жизни, в том числе здорового.
Предметом исследования выступает изучение особенностей формирования здорового образа жизни среди подростков.
24 Вайнер Э. Н. Общая валеология. — М.2004. -133с.
24 Татарникова Л. Г. Валеология - основы безопасности жизни ребенка: Пособие по курсу валеологии «Я и мое здоровье» для школы первой ступени. СПб., 1995. -240с.
25 Колбанов В.В. Валеология: Основные понятия, термины и определения. 2 изд.- СПб., 2000.- 135с.
Цель исследования заключается в изучение проблемы формирования здорового образа жизни у подростков, посредством исследования уровня распространенности вредных привычек у данной категории.
Постановка данной цели предполагает решение следующих исследовательских задач:
- рассмотреть сущность и содержание здорового образа жизни и его компонентов;
- исследовать факторы, влияющие на формирование здорового образа жизни среди подростков;
- изучить возможность применения социологических методов исследования в области медицинской профилактики;
- провести эмпирические исследования с целью изучения уровня распространенности вредных привычек;
- выяснить уровень распространенности вредных привычек у подростков с целью выработки рекомендаций;
- выявить методом опроса отношение родителей и педагогов к формированию здорового образа жизни среди подростков.
Гипотеза исследования заключается в следующих взаимосвязанных предположениях:
1. Использование социологических методов исследования в определение уровня распространенности факторов риска и поиске причин, толкающих подростков к вредным привычкам позволит найти наиболее эффективные методы формирования здорового образа жизни;
2. Профилактическую работу среди подростков по формированию здорового образа жизни необходимо планировать с учетом возрастных, психофизиологических, типологических, половых и других особенностей человека.
Теоретико-методологическая основа исследования базируется на положениях диалектико-материалистического учения о человеке как сложном объекте познания и целостной системе методологии разработки понятий «здоровье» и «здоровый образ жизни» (H.A. Амосов , Г.Л. Апанасенко, И.А. Аршавский, В.Г. Афанасьев, П.К. Анохин, Н.Д. Граевская, В.П. Казначеев, А.Г. Щедрина и др.). При разработке теории и технологии формирования здорового образа жизни подростков мы опирались на концепцию И.И. Брехмана о здоровье как основополагающем компоненте человеческой личности, принцип доминанты и принцип свободы выбора, определяющие внутреннюю ло мотивацию человека (A.A. Ухтомский, А.Е. Личко , B.C. Битенский), теорию лд <2 л валеологического образования (Л.Г. Татарникова , Г.К. Зайцев , В.В. Колбанов, Г.А. Колачев, А.Г. Щедрина и др.).
Что же можем сделать мы с вами, именно вместе, а
не по отдельности. В школе проблему вредных
привычек решают педагоги, психологи, с вредными
привычками борются родители.
Все люди, в том числе и подростки, владеют
информацией о вреде курения, алкоголизма и
наркотиков, они уже знают, к чему ведут эти
невинные шалости. Сложно одними увещеваниями
учителю бороться с рекламными плакатами на
улицах и в магазинах, с нечистоплотными
продавцами, продающими детям эту продукцию. И,
тем не менее, раз за разом на классных часах, в
индивидуальных беседах, мы повторяем детям
прописные истины. Очень хочется в вас, родителях,
найти поддержку, чтобы мы с вами шли в одном
направлении и прививали нашим детям тягу к
здоровому образу жизни.
И, наконец, самый сложный этап нашего разговора.
Это проблема, о которой каждый из нас не хочет
думать, считая, что уж нас точно она обойдет
стороной. Но Сенека был прав, говоря: “Что есть
благо? Знание. Что есть зло? Незнание. Чтобы
противостоять злу, надо быть сильнее его”. И
проблема эта – наркомания. Мы живем в сложное
время, и главное уберечь наших детей от этого зла.
К сожалению, возрастает подростковая
преступность, чаще мы слышим о наркомании,
токсикомании среди подростков (ведь именно они
обладают неустойчивой психикой, именно их легче
вовлечь в эту авантюру, надавив на “слабо?”).
В настоящее время появились публикации,
несущие информацию о том, каковы причины, по
которым подростки впервые пробуют
одурманивающие вещества, о позиции, которую
должны занять родители, желая противостоять
этому злу.
Надо следить, чтобы школьники получали горячие обеды, не ели всухомятку, не увлекались бургерами и чипсами. В течение дня выпивали около 2 л жидкости, желательно чистой воды.
Большое значение для укрепления здоровья имеют хороший психологический климат в семье, хорошие взаимопонимания подростка с взрослыми, родителями и друзьями, что помогает молодым людям с наименьшими потерями для здоровья преодолевать стрессовые ситуации и трудные моменты в жизни.
Важность рационального питания для хорошего самочувствия и учебных успехов
Правильный рацион питания для подростков важен с многих точек зрения. Именно в этот период жизни активно закладываются разнообразные болезни, которые связаны со сбоями в питании. И сюда, кстати, относятся не только заболевания желудка, кишечника, но и нервной, эндокринной и других систем, поскольку нарушаются процессы вывода вредных веществ. Растущий организм достаточно быстро приспосабливается к перегрузкам и недостаткам питания, это может создавать иллюзию того, что все хорошо. Здесь кроется предпосылка к появлению избыточного или недостаточного веса.
Нерегулярное питание у школьников возникает вследствие большой загруженности учебным процессом, недостатком времени. Проблема усугубляется тем, что с едой поступает недостаточный уровень микроэлементов. Правильное питание является основой полноценной умственной и физической деятельности, здоровья, работоспособности, продолжительность жизни.
Стабильный режим дня
Кроме вышеперечисленного нужно создать и придерживаться адекватного режима дня. Важно чтобы организм имел время и на отдых, и на бодрствование, и на нагрузки, и на развлечения. В идеале ученые рекомендуют жить параллельно с биоритмами, то есть вставать с первыми лучами и ложиться с закатом солнца.
Очень важен полноценный сон. Он должен длиться беспрерывно 7-9 часов. Будет полезно, если есть возможность, как в детстве, включить в распорядок дня ежедневный дневной сон.
Процесс познания природы человека
более 2 тысяч лет. Он продолжается и
сегодня. Однако чем больше наука
накапливает знании о человеке, тем
больше доказательств его многообразной
природы.
Итак, термин здоровье невозможно
сформулировать однозначно. В настоящее
время насчитывается более 60 определении
этого понятия. Ни одно из них не может
раскрыть его в полном объеме. Это и
понятно. Потому что сам человек
неоднозначен не только внешне, но и
внутренне. Неоднозначны его поведение,
восприятие, взгляды, мысли, проступки,
реакции ан то или иное воздействие.
Разные люди отражают действительность
совершенно по-разному. НО самое, пожалуй,
интересное состоит в том, что одно и
тоже воздействие в разное время реагирует
совершенно по-разному.
В очень отдаленные
времена здоровье определяли как
отсутствие болезни. Исходили из такой
альтернативы: если человек не болен,
значит он здоров. Однако жизнь не стоит
на месте. Она совершенствуется, изменяется.
Времена меняются, и мы меняемся вместе
с ними. Меняются наши взгляды и понятия.
Современного человека уже не устраивает
только отсутствие только отсутствие
болезни, что само по себе уже хорошо.
Понятие о здоровье трансформировалось
в более широкое представление о человеке,
как о существе более социальном, нежели
биологическом. Оно обогатилось таким
понятием, как «благополучие». Оказывается
в современном мире недостаточно не
иметь заболевания, надо быть еще и
благополучным в разных отношениях.
Новое определение
понятия «здоровье» было впервые
сформулировано Всемирной организацией
здравоохранения (ВОЗ) в 1940 году. Оно
звучит так: «Здоровье – это состояние
полного физического, психического и
социального благополучия, а не только
отсутствие болезни». Верное по смыслу
определение, тем не менее, не отражает
всех возможных состоянии человека. Оно
вполне наделено очевидной абстракцией.
Самым серьезным недостатком этого
определения является отсутствие в нем
каких-либо упоминании о мировоззрении
человека, его отношении к самому себе,
к окружающей действительности и месту
человека в ней. Мировоззрение складывается
на базе тех знании, навыков и умении,
которые человек получает в самом раннем
детстве. Именно знания формируют
мировоззрение, а оно в свою очередь
формирует культуру человека. Безусловно,
в данном случае – это медицинская, а
точнее – гигиеническая культура, как
элемент общечеловеческой культуры.
Таким образом, здоровье человека – это
не только отсутствие болезней и
благополучие, это в не меньшей степени
наличие гигиенического мировоззрения
и гигиенической культуры. Можно без
преувеличения сказать, что культура
человека начинается, прежде всего, с
поддержания чистоты своего тела, духа
и жилища..
Именно мировоззрение, т.е.
определе?