Развитие нервной системы ребенка в возрасте от 1 до 9 месяцев
В этот период развития ребенок еще очень не самостоятелен, нуждается в опеке и заботе взрослого. Только к концу этого периода появляется возможность самостоятельного перемещения в пространстве – малыш начинает ползать. Примерно к этому же моменту появляется элементарное понимание обращенной речи – отдельных слов. Собственной речи пока еще нет, но очень активно развивается звукоподражание. Это – необходимый этап перехода к самостоятельной речи. Ребенок учится управлять не только речевыми движениями, но и движениями своих рук. Он захватывает предметы и активно исследует их. Он очень нуждается в эмоциональном контакте со взрослыми. На этом возрастном этапе появление новых возможностей ребенка строго генетически обусловлено и, соответственно, эти новые возможности должны появляться своевременно. Родителям нужно быть бдительными и не утешать себя мыслями о том, что их ребенок «просто ленивый» или «толстенький» и поэтому никак не может начать переворачиваться и садиться.
Задачи возраста: реализация генетических программ развития (появление новых типов движений, гуления и лепета) строго в определенные сроки.
Основная мотивация познавательного развития: потребность в новых впечатлениях, эмоциональный контакт со взрослым.
Ведущая деятельность: Эмоциональное общение со взрослым.
Приобретения этого возраста: К концу периода у малыша происходит формирование избирательности во всем от движений и внимания до отношений с окружающими. У ребенка начинают формироваться собственные интересы и пристрастия, он начинает быть чувствителен к различиям между объектами внешнего мира и людьми. Он начинает использовать новые умения по назначению и по-разному реагирует в разных обстоятельствах. Впервые ему становятся доступны действия по собственному внутреннему побуждению, он учится управлять собой и влиять на окружающих.
Развитие психических функций
Восприятие: В начале периода о восприятии как таковом говорить еще трудно. Есть отдельные ощущения и реакция на них.
Ребенок, начиная с месячного возраста, способен зафиксировать взор на объекте, изображении. Уже для 2-месячного младенца особенно важным объектом зрительного восприятия является человеческое лицо, а на лице — глаза. Глаза - единственная деталь, которую различают младенцы. В принципе, в силу еще слабого развития зрительных функций (физиологической близорукости), дети этого возраста не способны выделять в объектах их мелкие признаки, а улавливают лишь общий внешний вид. По-видимому, глаза являются чем-то настолько биологически значимым, что природа предусмотрела для их восприятия специальный механизм. С помощью глаз мы передаем друг другу некоторые эмоции и чувства, одно из которых – тревога. Это чувство позволяет активизировать механизмы защиты, привести организм в состояние боевой готовности для самосохранения.
Первое полугодие жизни – сенситивный (чувствительный к определенным воздействиям) период, в течение которого развиваются возможности восприятия и опознания лиц. Люди, лишенные зрения в первые 6 месяцев жизни, утрачивают полноценную способность узнавать людей в лицо и различать их состояния по мимике [4].
Постепенно у ребенка повышается острота зрения, а в мозге созревают системы, позволяющие воспринимать объекты внешнего мира более детально. В результате к концу периода улучшается возможность различения небольших объектов.
К 6 месяцам жизни ребенка его мозг научается «фильтровать» поступающую информацию. Наиболее активная реакция мозга наблюдается либо на что-то новое и незнакомое, либо на что-то, что является для ребенка хорошо знакомым и эмоционально значимым.
В 9 месяцев ребенок уже хорошо встает на ножки, устойчиво стоит, ходит, держась за опору. Кроха уже хорошо манипулирует руками, может мять тесто или массу для лепки, рисовать пальчиковыми красками, рвать и мять бумагу, листать книги, учится вкладывать предметы в отверстия. Очень хорошие игрушки для этого периода: желобок, по которому нужно катать шарики, сортеры с крупными деталями, пирамидка. Если малыш уже ходит, держась за одну ручку, то можно дать ему игрушку-каталку, которую нужно катить перед собой или за веревочку за собой. Детки очень любят игрушки на колесах, и мальчики, и девочки, будут с удовольствием катать грузовичок, класть в кузов кубики и другие игрушки, учите кроху имитировать звук машины: «дррр»!
Ребенку 9 месяцев – развитие речи
Манеж для многих деток уже не сдерживающее средство — они легко из него вылезают.
Не стоит беспокоиться, если ваш карапуз будто «зацикливается» на каком-то действии — например подолгу ползает вокруг манежа — малыш отрабатывает навыки передвижения.
Хотя каждый малыш развивается по-своему, своими темпами, отсутствие определенных достижений может свидетельствовать о медицинских проблемах или задержках развития, требующих особого внимания. Сообщите своему педиатру, если обнаружите перечисленные ниже признаки возможного отставания в развитии ребенка в возрасте 9-ти месяцев:
* К возрасту восьми месяцев не лепечет
* К возрасту восьми месяцев не проявляет интереса к игре в "ку-ку!"
* Не переносит вес стоя на ногах с поддержкой
* Не сидит с поддержкой
* Не гулит («мамама», «бабаба», «папапа»)
* Не играет в любые игры где необходимы движения назад и вперед либо вправо-влево
* Не реагирует на собственное имя
* Не похоже, чтобы узнавал знакомых людей
* Не смотрит, на то что вы указываете
* Не перекладывает игрушки из одной руки в другую
* Не лепечет согласные звуки
Каких достижений в развитии стоит ожидать от ДВЕНАДЦАТИМЕСЯЧНОГО ребенка?
В возрасте восьми-двенадцати месяцев ребенок становится все более подвижным, что несет в себе как приятное волнение, так и определенные сложности для вас двоих. Способность передвигаться с места на место дает вашему ребенку восхитительное ощущение подвластности, чувство контроля - впервые ребенок ощущает себя физически независимым.
Ниже приводятся и другие достижения, которых вы можете ожидать от своего ребенка в возрасте 12-ти месяцев.
Двигательное развитие
* Садится без посторонней помощи
* Ползет вперед в положении лежа на животе и отталкиваясь руками и ногами
* Встает на четвереньки
* Ползет, отталкиваясь руками и ногами и держа туловище на весу (Примечание: Это либо четвереньки - ползание на коленках с опорой на ладони, либо передвижение по-медвежьи - опора на стопы и ладони)
* Из положения сидя становится на четвереньки или ложится животом вниз
* Подтягивается, чтобы встать
* Ходит, держась за мебель
* Недолго стоит без поддержки
* Может сделать пару шагов без поддержки
18:00 – Цельный кефир или йогурт (150 г), печенье, либо сухарики (15 г), пюре фруктовое (50 г).
22:00 – Молоко грудное, либо смесь (200 мл).
Состав примерного меню в течение недели можно видоизменять. Как видно из приведенного меню, ребенку можно давать есть некоторые продукты на выбор: кефир или йогурт, сухарики или печенье и т.д.
Рецепты вкусных и полезных блюд
Речевое общение – это произнесение слов, фраз, активная речь и понимание речи других. Для 10-месячного малыша основным достижением в речевом общении является понимание обращенной к нему речи.
Несколько советов:
• необходимо разговаривать с малышом всегда – как во время режимных моментов по уходу за малышом, так и во время игр;
• в процессе общения выделять название предмета и действия с ним;
• называя предмет, следует дать ребенку время, чтобы он смог рассмотреть его и подержать в руках.
• все предметы должны быть неоднократно показаны ребенку, чтобы он постепенно начинал понимать отдельные слова, а затем и короткие фразы.
• важно, чтобы ваша речь совпала с моментом показа предмета (игрушки) и действия с ним;
• не допускайте двух крайностей: скупость на слова и многословия. Последнее, приводит к тому, что за потоком слов теряется то слово, которое ребенок должен запомнить.
Игра на узнавание лиц и понимание речи
Покажите ребенку две фотографии членов вашей семьи (например, его бабушки и сестры). Накройте обе фотографии полотенцем или тряпочкой и попросите малыша найти, где его брат, а потом, где сестричка. Вы сами удивитесь, как много понимает ваш ребенок.
Первые книги
Живое общение с книгой, которую малыш «читает» с мамой — это семимильный шаг к развитию его речевого развития, а также образного мышления и интеллекта, расширения мировоззрения. Хорошая книга щедро восполняет потребность ребенка в новой информации и дарит ему новые впечатления, которые останутся с ним на всю жизнь. Как правильно подобрать такие книги для малышей второго полугодия жизни – читайте в разделе «Читаем с ребенком.». Эти статьи составлены по рекомендациям профессиональных педагогов и филологов.
Музыкальный час
Другой вариант меню - для малыша, уже знакомого с соками и фруктовыми пюре:
6.00 - грудное молоко или смесь (200 мл)
10.00 - каша (150 мл), яйцо (1/2 желтка), фруктовое пюре (30-40 мл), сок или грудное молоко (20-30 мл)
Тянет руки к подносимой чашке, поддерживает чашку снизу двумя руками, направляет ко рту, пьет. Держит в руке ломтик хлеба, печенье, сушку, подносит ко рту, откусывает, обсасывает.
«Нет!» и «Нельзя!» - слова, которые девятимесячный малыш хорошо понимает, но не обращает на них особого внимания. Тем не менее, их уже можно и нужно применять, если ребенок тянется к розетке или электроприборам. Скажите твердое «Нет!», преградите доступ к опасному предмету и переключите внимание малыша другое занятие. Предоставьте ребенку безопасную возможность удовлетворить свое любопытство: не запирайте нижние ящики шкафов и оставьте в них вещи, которые не принесут ему вреда. Со временем ребенок поймет, что некоторые предметы и поступки - под запретом, и научится отличать опасные предметы.
Не оставляйте ребенка без присмотра на стуле или детском кресле, если они не снабжены ремнями безопасности или не достаточно устойчивы.
Счастливые моменты
Быть мамой – непростая работа, особенно теперь, когда малыш не дает вам ни секунды передышки. Но счастливая улыбка вашего крохи стоит того, чтобы преодолеть любые трудности! Помогите другим мамам своими советами - поделитесь полезными наблюдениями в вашем журнале на «бэби.ру»!
Уже не знаю что пить и чем мыть((((волосы лезут после родов. Вот уже скоро год как лезут и лезут. Не ломаются а длинные прям остаются на пальцах????????????для меня ужасно. Что кто делает?! Я скоро …