Заикание
Заикание — это нарушение речи, которое характеризуется частым повторением или пролонгацией звуков или слогов, или слов; или частыми остановками или нерешительностью в речи, разрывающей её ритмическое течение.
Диагноз ставится, когда эти симптомы значительны. В отечественной логопедической литературе устоялось более простое, но только обобщающее предыдущие, определение заикания как «нарушения темпо-ритмической организации речи, обусловленного судорожным состоянием мышц речевого аппарата».
Синонимы: логоневроз, логоклония, lalonevros, balbuties.
История.
-
В зависимости от особенностей произношения различают две формы заикания:-
тоническое заикание: “ запинание” во время разговора с формированием своеобразных пауз (будто человек не может произнести следующий слог в слове), либо растягивание отдельных слогов в словах; -
клоническое заикание: во время разговора в речи заикающегося человека присутствуют множественные повторения отдельных звуков, слогов или слов; -
смешанное заикание: в равной степени присутствуют признаки как тонического, так и клонического заикания.
-
-
В зависимости от особенностей развития заикания различают две его формы:-
невротическое заикание: имеется выраженный дефект произношения (например, нечленораздельность речи), люди с этой формой заикания начинают говорить позже своих сверстников; -
неврозоподобное заикание: в речи присутствуют элементы заикания, возникающие только при провоцирующих факторах, например, при стрессовых ситуациях (например: выступление перед публикой).
-
-
тоническое заикание: “ запинание” во время разговора с формированием своеобразных пауз (будто человек не может произнести следующий слог в слове), либо растягивание отдельных слогов в словах; -
клоническое заикание: во время разговора в речи заикающегося человека присутствуют множественные повторения отдельных звуков, слогов или слов; -
смешанное заикание: в равной степени присутствуют признаки как тонического, так и клонического заикания.
Ранее начало
Обычно все начинается в возрасте двух-пяти лет, потому что в это время речевая функция только развивается. Речь — самая сложная и молодая функция живой природы. Весь комплекс патологий в раннем возрасте гнездится именно в рече-двигательном анализаторе. Объективности ради нужно признать: далеко не всегда заикание возникает у малышей, которые растут в семьях, где родители бурно выясняют отношения (пугая ребенка). Довольно часто это нервно-психическое заболевание возникает у детей, которых растят, как кумиров семьи. Ребенок, которому все позволено, растет, что называется, «без тормозов». А когда попадает в ситуацию, где приходится вести себя «не как хочется, а как положено» (например, попадает в детский сад), его психика не выдерживает. Ребенок-пария — нежеланный, нелюбимый, лишний — другой вероятный кандидат в заики. Ему постоянно все «нельзя». У такого ребенка скорее всего возникнут проблемы с психикой, а заикание окажется «довеском», которое усложнит и без того нелегкую жизнь маленького человечка. Бывают, по словам Драпкина, просто недолюбленные дети, о которых заботятся, исполняя родительский долг, но… не любя. А истинная привязанность ощущается и без слов. У недолюбленных детей часто формируется невроз — речь как самая уязвимая функция нарушается.
На сегодняшний день ученые выделяют два основных типа заикания. Первый возникает у детей с дефектом нервной системы. Причины такого заикания: наследственная предрасположенность, травма при родах, тяжело протекающая беременностьматери, частые болезни в первые годы жизни. Внешне ребенок кажется вполне здоровым и умным, вот только заикается. А при неврологическом обследовании у таких детей находят, как правило, признаки повышенного внутричерепного давления, изменение рефлексов и повышенную судорожную готовность.
Второй тип заикания возникает у детей с изначально здоровой нервной системой. Заиками они становятся в результате неврозов, вызванных сильным переутомлением и стрессами. Причины невротичного заикания могут быть самыми разнообразными: испугала неожиданно упавшая со шкафа кошка, перетрудился, заучивая по просьбе родителей непомерно большое количество стихов, расстроился
Что касается полученных дефектов нервной системы, то они, как правило, могут возникнуть еще до рождения ребенка, при трудной беременности, тяжелых родах, сопровождающихся какими-либо травмами младенца. В данном случае узнать о развившемся заикании можно лишь после того, как ребенок начал разговаривать, т.к. до этого момента он выглядит обычным и здоровым малышом.
Помимо прочего, вызвать заикание может и наличие рядом с ребенком родственника, страдающего данным заболеванием. Дети очень расположены к копированию поступков взрослых и нередко используют в разговоре их манеру общаться и произносить слова и фразы.
Очень редко заикание появляется у взрослого человека. Однако такие случаи также были зафиксированы. В основном у таких заболевших развитию заикания предшествовала серьезная психическая травма.
- у ребенка не возникает никаких психологических трудностей во время общения, он не стесняется своего дефекта;
- заикание периодически исчезает на длительный период времени;
- ребенок не замыкается и не избегает разговорного общения;
- короткие слова и фразы выговариваются легко.
Если же ребенок напрягается во время разговора, гримасничает, делает паузы в речи с прерыванием дыхания, растягивает гласные звуки, избегает употребления каких-то слов и звуков, на вопросы (даже очевидные) отвечает «Не знаю!» – нужно обратиться на консультацию к логопеду. Причем следует найти специалиста, уже имеющего опыт работы с такими детками.
Лечение заикания
Заикание можно лечить и полностью вылечить. Следует обращаться к логопеду и неврологу или психоневрологу за квалифицированной помощью. Правда, нет такой таблетки, от приема которой заикание исчезнет раз и навсегда. Важны совместные усилия и специалистов, и терпеливых родителей.
Наиболее успешно лечение на ранних этапах, еще в дошкольном возрасте. Правила поведения родителей изложены выше. Важно создать в семье благоприятную спокойную обстановку. Все разговоры с ребенком должны проводиться в медленном темпе. Отношения со всеми детьми нужно строить так, чтобы у них не возникало чувства ревности и соперничества за родительское внимание.
Лечение заикания
Что делать, если ребенок заикается? Лечение детей с заиканием проводится совместно педиатром, логопедом, психологом.
Задачей педиатра является лечение сопутствующей патологии, укреплению организма, профилактики простудных заболеваний, особенно заболеваний уха и голосовых связок. Необходимо лечение хронических заболеваний, выход на стойкую, длительную ремиссию. Необходимо назначение ребенку физиотерапевтических процедур: массаж, бассейн, электросон.
Психолог или психотерапевт помогает ребенку справиться со своим заболеванием, помогает комфортно чувствовать себя в любой ситуации, помогает не бояться общения с людьми, помогает ребенку осознать, что он не является неполноценным и не отличается от окружающих его сверстников. Занятия у психолога обязательно проводятся совместно с родителями, которые так же помогают справиться ребенку с заболеванием.
Занятия у логопеда имеют несколько основных положений, соблюдение которых помогает ребенку быстрее справиться с заболеванием.
Рисовать лучше всего гуашью на больших листах бумаги большими кисточками или пальцами. Так ребенок сможет наиболее полно выразить свое эмоциональное состояние, и вам будет над чем подумать. Только не надо поправлять его и учить рисовать «правильно».
Полезно петь для ребенка и вместе с ребенком, вспоминать песенки из своего детства, танцевать и просто двигаться под музыку.
Очень укрепляют нервную систему игры с песком и водой. Наверное, все дети любят игры с водой, они часами могут пускать кораблики, переливать воду, просто смотреть, как она течет. Песок тоже необыкновенно приятный и привлекательный для детей материал. Его можно смешивать с водой и создавать собственный мир с горами, замками, болотами, а потом долго обживать его, брать в свой мир всех, кого захочется.
В случае речевых расстройств, в частности, заикания, лечение в значительной мере заключается не в борьбе с теми или иными симптомами, а в формировании навыков правильной речи и правильного речевого поведения. При этом следует помнить, что чем дольше ребенок заикался до обращения за помощью, тем более прочный навык неправильной речи приобрел. Значит, и формирование нового навыка потребует весьма значительных усилий.
Не зря существует поговорка: «Ломать, не строить». Чтобы новая плавная речь приобрела устойчивость, требуется максимум внимания, усилий, времени, спокойствия и режим наибольшего благоприятствования для этой новой речи. Можно сравнить ее с новорожденным ребенком. Если мы хотим, чтобы он вырос здоровым и сильным, мы должны окружить его вниманием и заботой. И постепенно непривычное сделать привычным.
Но мгновенное исцеление — миф. Скандированная речь, шепот, пение создают иллюзию выздоровления. Полное выздоровление — это нормальная речь в любой ситуации, в том числе и при высокой нагрузке (к примеру, при выступлении перед аудиторией). А это может быть достигнуто только в результате длительных усилий самого заикающегося человека.
Итак, что нужно делать родителям, заметившим, что в речи их ребенка появились запинки?
Прежде всего научить его правильно дышать! Лечить заикание без нормализации дыхания бессмысленно!
Все заикающиеся дети и подростки говорят, как правило, на поверхностном, ключичном дыхании. Прежде чем что-то сказать, они делают вдох, при котором поднимаются плечи и напрягаются мышцы лица и шеи.
Говорят на выдохе короткими фразами, «натыкаясь» на ларингоспазм. Затем снова судорожно делают вдох и снова, заикаясь, произносят короткую фразу, а иногда только одно слово или один слог. Диафрагма (а она – самая сильная из всех мышц, участвующих и в дыхании, и в голосообразовании) при таком ключичном типе дыхания принимает меньшее участие в фонации. К тому же воздухом заполняются преимущественно узкие верхушки легких. Следовательно, воздуха не хватает на длинную фразу. Когда заикающегося ребенка логопеды учат говорить на выдохе, он активно выдыхает и то малое количество воздуха, которое взял при вдохе. Воздушная струя, широким потоком проходя через гортань, мешает голосовым связкам тесно смыкаться при образовании звука (фонации). А голосовые связки и так пассивны, недостаточно тренированы. Ведь заикающиеся дети зачастую отмалчиваются, слушая, как говорят другие.
Читайте также: