» » Есть ли в мире справедливость

Есть ли в мире справедливость

Есть ли в мире справедливость

Есть ли в мире справедливость,

Есть ли истина, ответ?

Мы уже как-то писали, что многие люди мечтают о справедливости. Почему же о ней так мечтают? Да потому что, в принципе, на Земле ее никогда и не было. Имеем в виду не отдельные, локальные районы планеты, а обстановку в целом. Теперь, благодаря телевидению, можно увидеть, что это действительно так.

В одних странах люди не довольны правительством, президентом, зарплатой, условиями, в которых приходится жить основной массе населения. Ведь ни для кого не секрет, что одни люди живут в роскоши и не знают, куда бы им вложить деньги, другие практически ничего не имеют, кроме хрущоб, тесных квартир и... проблем вместо недвижимости. Люди часто обманываются, попадают в ловушки, как в расставленные силки, в пирамиды финансовые типа МММ и других. У многих в банках пропадали сбережения (и немалые), на которые можно было купить несколько машин. Люди копили-копили и в результате остались ни с чем. Это будут помнить еще многие поколения.

Заполнить эту бездну и это отчаяние до конца невозможно. От несправедливости того, что вся прекрасная жизнь, с голубыми небесами и пасмурными днями, поющими соловьями и жареными курами, миром и войной, любовью и ненавистью, вся эта разнообразная, хоть и невыносимая порой, но все же существующая жизнь вдруг кончится — захватывает дух.

Эта несправедливость прекращения жизни (всегда, всегда, всегда неожиданного, как к нему ни готовься!) заставляет человека вертеться подобно ужу на сковородке и выдумывать оправдания тому, что, конечно же, вряд ли может быть оправдано. Есть, собственно, два пути преодоления этой несправедливости.

Первый путь — религиозная вера в то, что все не напрасно, что жизнь не кончается смертью, что есть высший закон или высший разум, источник сущего, справедливый судия, который, на самом деле, любит человека или организует его жизнь, исходя из иных мотивов, но он, конечно же, дарует человеку продолжение бытия в разных мыслимых формах. К религиозному подходу мы еще вернемся.

Второй путь — деятельная, активная жизненная позиция, постулирующая принцип "оставь после себя нечто — и ты останешься в памяти людей, в истории". А оставшись в этой самой памяти и истории, ты, вроде бы как и останешься жить (что, конечно же, полная ерунда и самоуспокаивание — ты умрешь, а потом тебя забудут, даже отрыдав над твоим гробом в полный голос).

Согласно гуманистическому взгляду на реальность, согласно концепции деятельного безбожия (назовем ее так), смысл жизни — в максимальной реализации данного тебе творческого потенциала — крестьянина, слуги, торговца, воина, жреца.

Заполняя каждую секунду, каждое мгновенье бытия трудом и заботой — о ближних, о себе, об абстрактных предметах, таких, как наука или искусство — ты как бы сминаешь темный полог несправедливости смерти, и творческим усилием приходишь к последнему возгласу Фауста: "Остановись, мгновенье, ты прекрасно!"

Подумайте, если вы дали от чистого сердца во временное пользование очень дорогую вещь, то, согласитесь, ваша просьба вернуть ее в назначенное время будет вполне уместна. За что вас можно укорить, если вы просите свое? Так и Бог на время дает нам земную жизнь. Не Ему ли принадлежит право ее и забирать? Как мы смеем говорить о несправедливости Хозяину любой жизни?

Именно об этом нам говорит святитель Иоанн Златоуст:«Человек рожден и смертен: итак, что же скорбишь о совершившемся сообразно с природой? Ведь ты не скорбишь, что питаешься, принимая пищу? Не стремишься жить без питания? Так и относительно смерти: не ищи бессмертия, родившись смертным.Это однажды определено и узаконено. Но когда Бог призывает и хочет нечто взять от нас, не станем, как неблагодарные рабы, покидать Владычного. Если бы Он взял деньги, честь и славу, тело, самую даже душу, Он взял бы Свое; если бы Он взял твоего сына, — не сына твоего, но раба Своего Он взял бы. Если мы сами не принадлежим себе, как может быть нашим то, что есть Его?»(т. 12, ч. 2, О смерти)

Дары от Бога мы привыкли принимать, как обычное явление. Когда Бог дает, мы с радостью принимаем и не думаем о Дарителе, а когда забирает – начинаем протестовать и искать виноватого.

Снова вспомним праведного Иова, который пред Богом был безгрешен. Когда он лишился всех богатств, детей, здоровья, из его уст прозвучала замечательная фраза: «Бог дал — Бог взял». Так должны поступать и мы. Но чтобы стать на духовную высоту Иова, надо пытаться понять Бога, Его законы, начать общение с Ним, как это делал Иов.

«Бог забирает каждого человека в наиболее подходящий момент жизни»

Думаю, у каждого рано или поздно возникает вопрос: если Бог есть, то как Он допускает страдания невинных людей?

Зачем Б-г так сделал? Зачем нужна «отсрочка» приговора? Первое, чтобы появилась свобода выбора. К примеру, если бы у вора отсохла рука, когда он еще даже не успел вытащить кошелек из чужого кармана, то никто никогда не воровал бы. И не потому, что Б-г запретил, и не потому, что «мы строим общество высокой морали», а потому что никто не враг собственному здоровью.

Всякий призыв быть «социальными» <…> есть подталкивание нас к еще одному шагу в сторону «социальной справедливости» социализма. В итоге употребление термина «социальный» становится практически тем же самым, что и призыв к «распределительной справедливости». А между тем это несовместимо с конкурентным рыночным порядком, а также с ростом и даже поддержанием существующей численности населения и достигнутого уровня богатства. В общем, из-за подобного рода ошибок люди стали называть «социальным» («общественным») то, что является главной помехой для самого поддержания жизни «общества». В сущности, «социальное» следовало бы именовать «антисоциальным».

Никому не под силу то, что под силу рынку: устанавливать значение индивидуального вклада в совокупный продукт. Нет и другого способа определять вознаграждение, заставляющее человека выбирать ту деятельность, занимаясь которой он будет в наибольшей мере способствовать увеличению потока производимых товаров и услуг.

  • Нобелевский лауреат по экономике Милтон Фридман (1976) критикует понятие социальной справедливости, считая, что подоходный налог, как основное средство перераспределения доходов, во-первых, носит не добровольный, а принудительный характер, а, во-вторых, снижает стимулы к труду, что, в свою очередь, снижает общее благосостояние общества[13].

Не стоит тратить жизнь на борьбу с воздушными замками – живите по той правде, которую диктует Вам ваша душа и Ваше сердце.

И напоследок, цитата о пяти мудрых евреях:

Первый мудрый еврей говорил, что у людей все плохо, потому что у них вот тут (показывая на лоб) все плохо. Это был Моисей.

Наш секрет: мы добавляем в корм им премикс "Рябушка"!

Чтобы маленькая свинка побыстрей у нас росла,

Повторю, в природе справедливости не существует. Именно поэтому здесь всегда кто-то кого-то будет есть, а кто-то будет спасаться бегством, не желая быть съеденным. Именно поэтому кто-то будет жить дольше, а кто-то меньше. Именно поэтому кто-то будет вожаком стаи, а кто-то – плестись где-то в хвосте. Природа, создавая организмы, заботилась об их разнообразии, но никак не о справедливости. Кто-то с хвостом, а кто-то бесхвостый. У кого-то перья, а у кого-то шерсть. У каждого свои недостатки и достоинства, ибо для природы важно разнообразие генетического материала, а не его однообразие.

                               ***

Эссе от Евгения Гришковца. Бесогон TV. :

Наверх