» » Биография новгородцев сева

Биография новгородцев сева

Всеволод (Сева) Борисович Новгородцев. Биографическая справка

9 июля исполняется 70 лет известному радиоведущему, актеру и писателю Севе Новгородцеву.

Известный радиоведущий Русской службы Би-би-си, автор легендарной музыкальной программы "Рок-посевы" и разговорных передач "Севаоборот" и "БибиСева", актер, писатель Сева Новгородцев (Seva Novgorodtsev) родился 9 июля 1940 г. в Ленинграде. Сева Новгородцев – это псевдоним, настоящее его имя – Всеволод Борисович Левенштейн.

Военное детство

9 июля 1940 года в Ленинграде родился Всеволод Борисович Левенштейн. Известно, что отец его был капитаном дальнего плавания. Во время войны Сева эвакуировался с матерью в Курганскую область, отец воевал на фронте.

Образование


Весной 1964 г. ушел с флота, поступил на работу в джаз-оркестр Иосифа Вайнштейна, стал лауреатом Первого Ленинградского джазового фестиваля.


В 1966 г. работал гидом-переводчиком в "Интуристе". С 1968 г. Сева Новгородцев гастролировал с оркестром Вайнштейна по Советскому Союзу.


В 1972 г. Новгородцев стал руководителем ВИА "Добры молодцы" (Читинская филармония). После первого концерта ВИА "Добры молодцы" вместо собственной фамилии Левенштейн в качестве сценического псевдонима взял фамилию помполита теплохода "Верхоянск" Эстонского пароходства, на котором плавал штурманом. В 1974 г. играл в ВИА "Мифы".

Другими словами, халтура стала мешать основной работе. Ходить в присутствие мне было всегда нелегко, так что когда возник конфликт интересов, выбор был сделан сразу. В мае 1984 года я распрощался с обеспеченной старостью и ушел с Би-би-си, оставив за собой только "Рок-Посевы". Были изменения и в личной жизни. 10 июня 1982 года я покинул дом 27 по улице Арлингтон Роуд, который строил семь лет, и переехал в подвальную квартирку в Хэмпстеде на ПМЖ к английской актрисе Карен Розмари Крейг. Она изучала русский в школе и потому иногда получала роли, где надо было произнести что-то на тему. Познакомились на каком-то фильме, потом я ей помогал еще. Иногда в панике звонила по телефону: "режисер просит меня сказать то-то и то-то по русски!". Способная, смешная, любопытная. Моя семейная жизнь к тому времени расклеилась окончательно, года полтора мы с Галочкой жили на разных этажах. Узнав о моем романе с Карен, чего я не стал скрывать, она велела мне убираться.

Я всегда считался человеком хорошо воспитанным. До шестнадцати лет не умел ругаться матом, когда другие ругались - я краснел. Всегда уступал место в автобусе. Здоровался со всеми первым. Но в английской жизни оказалось, что я почти хам. Мог оставить стульчак в туалете в верхнем положении, оставить после ужина посуду на столе, не предложив ее помыть, в гостях, увлекшись разговором, ненадолго упустить из поля внимания свою даму. Пришлось с новыми словами и понятиями приобретать и новые манеры.

Отец Карен, Арчибальд Крейг, был трубачом в джаз-оркестре военно-воздушных сил во время войны. Английский вариант Глена Миллера, назывался The Squadronnaires - "Эскадрильцы". Туда набрали всех довоенных звезд (вернее, они сами добровольцами записались). Джаз-банд был одним из лучших в стране и был популярен до самой эпохи рок-н-ролла. Отец Пита Таунзенда (The Who), Клифф, играл там на альт-саксофоне. К моменту нашего знакомства Арчи Крейг был еще крепким дядькой, ежедневно доставал из футляра свою трубу. Бывало, что и я доставал свой саксофон за компанию. Но это происходило все реже: у Арчи была болезнь Альцгеймера, он постепенно перестал узнавать знакомых, потом родню, потом самого себя в зеркале. Он умер от апоплексического удара в 1987 году, осенью, во время страшной бури, положившей сотни тысяч деревьев. В его память я называл Карен "Кариной Арчибальдовной".

Первая музыкальная передача Севы Новгородцева на русской службе Би-би-си в коротковолновом диапазоне вышла 9 июня 1977 года под названием «Программа поп-музыки из Лондона». Передача (переименованная в «Рок-Посевы» с января 1991 года) выходила в течение 27 лет — до 12 июня 2004 года и принесла известность её автору в Советском Союзе.

С 7 ноября 1987 года по 4 ноября 2006 года вёл разговорную передачу «Севаоборот», большинство выпусков которой проводились в прямом эфире.

В 1995 году основал иллюстрированный ежемесячный рок-журнал на русском языке «О!», но проект закрылся по финансовым причинам (вышло три номера).

В конце 70 годов народ стал пытаться мне писать. Но годы были жесткие и КГБ на специальных паровых установках вскрывали всю исходящую из Советского Союза почту. КГБ все это фиксировало. Совершенно было безнадежно дописаться. Люди стали ловчить, отсылать через третьи страны, через военных курсантов, кубинских студентов, албанских сельскохозяйственных работников. Одно из писем было брошено в бутылке с советского корабля и его прибило к берегу Английского канала. Кто-то бутылку эту нашел, достал письмо, и там было написано по-русски: “Севе Новгородцеву, Би-Би-Си”. Надо отдать должное английской почте, она не поленилась и разыскала меня.

Какова судьба писем, присланных Вам?

У писем, которые мне присылали - счастливый конец. Во-первых, лучшие письма отобранные для программ, в течение 26 лет – подколоты к сценариям – и когда-то можно будет их издать. А остальные письма, примерно тысяч 12, у меня хранились на шкафах. Позапрошлой осенью Гуверовский архив в Америке забирал у Би-Би-Си записи самых заметных программ. Они также забрали у меня 6 больших ящиков писем. Им нужна была, как всем американцам короткая формула – что за переписка? В чем там смысл? И я им эту формулу дал: «Это пробуждение молодежного сознания в советский период». Потому что у нас молодежная культура рождалась из-под глыб. Молодых людей гнобили учителя, родители. Со всех сторон их пилили, нападали. А они слушали мои передачи и разговаривали с человеком, которому они доверяли. В этом ключе всю переписку и надо рассматривать. Потом мне прислали подтверждение с Гуверского архива, что я на полках занимаю 10,5 метров.

У вас на программе "Севаоборот" была Майя Михайловна Плисецкая. Многие мужчины – журналисты признавались, что робели перед этой женщиной – так как перед ними сидела богиня. Как вы справились с волнением или его не было?

Майя Плисецкая стоила мне некоторого количества крови. У меня на подготовку к передаче с ней ушло три дня работы. Надо было к ней ездить в гостиницу на машине, чтобы она ко мне привыкала. А по Лондону на автомобиле особенно не поездишь. Я тогда нахватал штрафов с парковками, но гусарскую марку выдержал. Плисецкая поэтому снизошла и разговор получился, если не на равных, то по крайней мере мы были не бедные родственники. Она женщина – властная и знающая себе цену. Ведет себя по-королевски.

В Лондоне я нашел бывшую молодую коммунистку, которая возила Ильфа и Петрова в их знаменитой поездке по Америке в 35 году. Когда они написали книжку “Одноэтажная Америка”. Ей тогда было 18, она сидела за рулем машины и возила их из города в город. Когда мы с ней встретились, ей уже было далеко за 80. Она сохранила русский язык и все помнила. Я ее обхаживал три дня, но из этого ничего не получилось. Я ей говорю: “Всем было бы чрезвычайно интересно”. – “Но ваши люди такие бедные, несчастные”. – “Да, несчастные. Поэтому надо, чтобы Вы пришли и выступили”. – “Да, но они такие несчастные...”. В общем, ни к чему это не привело. Я плюнул и отступился. Это было 20 лет назад.

За три года до убийства у Вас в эфире была Анна Политковская. Что за человеком она была?

Она была человеком огромной социальной ответственности. Исключительно редкий вариант среди российских журналистов. Человек, который взвешивает каждое свое слово и за каждое свое слово отвечает. Откуда у нее это было? Видимо это все идет от семьи. И отчасти, может быть, чуть ли не религиозная традиция – когда пишешь комментарии, особенно на святые тексты, ты должен взвешивать каждое слово и каждую букву. Была строгой в жизни  – с ней не пошутишь. Я каждый раз проникался к Анне глубочайшим уважением. А теперь она часть российской истории.

Со многими своими гостями Вы встречались до эфира в столовой Би-Би-Си и общались по несколько часов, чтобы привыкнуть друг к другу. Вы с Анной Политковской говорили за чаем о страхе смерти, думала ли она о своих детях, когда ездила в Чечню?

Такие вопросы надо оставлять для эфира. В столовой нужно говорить всякую чушь, пустяки. Общение почти на обезьяном уровне. Животные общаются друг с другом без слов и прекрасно все понимают. Мое общение с героями передач перед эфиром в столовой Би-Би-Си было не словоточивым. Чай, пустяшная болтовня. Но иногда в этих никчемных разговорах проскакивали зерна будущей беседы. Тут надо больше слушать и создавать благоприятный атмосферный фон, чтобы человек привыкал к тебе и чтобы мог, уже не стесняясь, в эфире разговаривать. Но передача закрыта и вся эта техника ушла в прошлое. Сейчас об этом можно только вспоминать.

Техника крутая! Надо бы ее Вам запатентовать.

(смеётся) «Севаоборот», с моей точки зрения, был родоначальником живого радиоэфира. Потому что до 87 года ничего подобного не было. Когда мы начинали, было пикирования в сторону Горбачева, тогда уничтожавшего виноградники. Вопреки этому мы распивали бутылку красного вина в эфире. Надо сказать, что Би-Би-Си однажды начав эту традицию, никогда ей не изменила. В течение 19 лет мы регулярно получали на каждую передачу две бутылки красного вина: одну нам, другую техникам.

Вина много приходилось выливать? Ведь не все гости, особенно женщины, выпивали до конца. Наверняка на дне бокала оставалось?..

За 20 лет существования программы, бутылок 80 вылили в никуда. Мы же не глотали его, а так попивали потихоньку - по бокалу выпьешь и хватит.  И в основном вино нужно было для тостов.

Сыграл более 20 персонажей в кино.
Автор книг «Рок-посевы», «Секс, наркотики, рок-н-ролл» и «Осторожно, люди».
призы и награды
Лауреат премии «Радиомания 2002»
2005 - награждён орденом Британской Империи.

– В одном беседа вы назвали себя лентяем. Кокетство?

– Нельзя вымолвить, что я таковой уж лентяй. Но в принципе, если меня не трогать, я совершать ничего не буду. Просто обстоятельства стабильно заставляют меня что-то действовать. Если тормошат, стараюсь действовать славно.

– Вам не жаль, что радиопередача – продукт одноразовый? Возишься с ней, а следом эфир – и улетает неведомо куда.

– Нужно хватать образец с солнца, которое сжигает себя ежеминутно и свои лучи расталдыкивает на всю вселенную, а на Землю падают пять процентов, и мы ими живем... А что касается одноразовости, слава Богу, у меня есть свой сайт, где разрешается задаром прослушать каждый из «Рок-посевов» с 1977 по 2004 год и каждый «Севаоборот» с 1987 по 2005-й. Январь этого года стал месяцем с наибольшей посещаемостью за всю историю сайта Seva.Ru. На первой странице было зарегистрировано 16712 посещений, а по всему сайту – 66689 просмотров страниц. Согласитесь, мило, когда какой-то юный мужчина слушает программу, записанную лет за десять до его рождения.

– В вашей жизни было сильно страсть сколько неожиданных поворотов. Это что, нрав таковый у Севы Новгородцева – крушить построенное и все приступать с нуля? Или все, что было, в одну копилку пошло?

Сева Новгородцев - автор книг "Рок‑посевы", "Секс, наркотики, рок-н-ролл" и "Осторожно, люди". Лауреат премии "Радиомания 2002".

В 2005 г. он был удостоен звания Кавалера ордена Британской Империи.

В свои семь десятков Сева находится в прекрасной форме: вдвоем с супругой ходит на наемной яхте вблизи Виргинских островов, недавно рассказал историю о том, как на спор с одной известной молодой режиссершей (по её инициативе) соревновался в отжимании от пола и победил (второе, скорее, характеризует чувство юмора героя статьи).

Люди, которые общались с Севой, рассказывают о его необычайной способности создать для собеседника максимально комфортную обстановку, оставить тепло и ощущение восторга от встречи.


Наверх