Стоит ли он тех средств

Технические средства реабилитации — АНО Катаржина

Ольга Беклемищева: Сегодня мы говорим на тему, скорее, социальную, но, тем не менее, непосредственно связанную со здоровьем.


Итак, мы решили посмотреть, как на сегодняшний день обстоит дело с получением инвалидами колясок, протезов и других так называемых технических средств реабилитации – тех самых, которые делают жизнь инвалида более-менее сносной.


У нас в гостях сегодня - Александр Евгеньевич Лысенко, ведущий федеральный эксперт проекта «Система реабилитации инвалидов в Российской Федерации» Программы сотрудничества ЕС и России и одновременно врач, Елена Викторовна Радонцева, начальник отдела технических средств реабилитации и протезно-ортопедических изделий Департамента социальной защиты города Москвы, соответственно, социальный работник, и Алена Шапошникова, независимый обозреватель, она первой заинтересовалась этой темой и провела свое независимое расследование ситуации в данном вопросе.


Но для того чтобы говорить о колясках и о других технических средствах, о том, насколько удовлетворены этим инвалиды, конечно, надо, прежде всего, спросить инвалидов. И я это сделала, задав вопрос в Техническом центре реабилитации инвалидов-колясочников «Катаржина» тем, кто пришел туда получать коляски, и прежде всего, родителям детей-инвалидов.


Скажите, пожалуйста, легко ли вам получать коляску?
- Получали мы коляску где-то в течение, ну, может быть, недели. Это раньше. А сейчас, я не знаю, что они тут устроили... Раньше было легче получить все.
Ольга Беклемищева: А раньше вы в соцзащите получали?
- Да-да.
Ольга Беклемищева: А сейчас от соцстраха?
- Да-да.
Ольга Беклемищева: И это сильно запутало ситуацию?
- Да. Даже вот мы памперсы получали, а это съездить в один конец города, а получать в другом конце города.


Представляете, сколько надо ездить! А раньше в одном месте все получали. Мы в 18-ой больнице получали направление и ехали за коляской – все, больше ничего. А сейчас надо съездить туда, там подписать бумажку, что у тебя есть бумажка, и как бы на ту бумажку – та бумажка. И вот через два месяца – результат.


Ольга Беклемищева: А кроме колясок, вам еще что-то полагается?
- Ну, вообще-то много чего полагается, очень много.


Ольга Беклемищева: И что, вы все получаете?
- Нет. Мне как бы время свое дороже, чем вот так бегать. Я лучше как бы свои деньги заплачу и все сделаю.
- Ну, мы получаем коляски исключительно через ВТЭК. То есть вот сейчас у нас был очередной ВТЭК. Мы выписали техническое средство без проблем. Подошли, нам сказали, куда приехать – и все, мы приехали.


Ольга Беклемищева: А вы всегда получали через ВТЭК?
- Да-да, в основном там. Потому что денег нет, чтобы покупать хорошие коляски. А так покупаем без проблем раз в четыре года – пожалуйста, приезжайте...

Ольга Беклемищева: А это отечественная коляска, да?
- Я думаю, что это не отечественная коляска. Я думаю, что она китайская.

- Дело в том, что из-за экономических сложностей, с которыми столкнулась наша страна, система ТСР (технических средств реабилитации) финансируется каждый год не в полном объеме на 100%, а в размере 92 - 95%, в этом году - 68%, - поясняет заместитель председателя ФСС РФ Алексей Кошелев . - Не каждый возьмет на себя такую ношу - сообщить людям, получающим льготы, что им чего-то недодадут. В то же время изначально эти регионы брали на себя полномочия по обеспечению инвалидов ТСР добровольно, по своей инициативе. А Фонд социального страхования как федеральный орган власти по закону уполномочен оказывать государственные услуги людям с ограниченными возможностями.

Словом, в большинстве регионов задача вовремя обеспечивать инвалидов техническими средствами реабилитации вернулась к органам ФСС.

О ДОЛГАХ И ОЧЕРЕДЯХ

Применение монолитно-прессованной бетонной обделки на Московском, Горьковском и Минском метрополитенах снизило трудоемкость и стоимость строительства на 20-25% по сравнению со сборной обделкой. Экономия металла на 1 км тоннеля достигла 250 т. Экономический эффект от использования одного комплекса — 300 тыс. рублей в год.

Аналогичную конструкцию и назначение имеет комплекс ТЩФ-1, который находится на стадии изготовления. Как и ТЩБ-7, он предназначен для сооружения перегонных тоннелей метрополитенов с помощью монолитно-прессованной обделки внутренним диаметром 5,2 м в неводоносных нескальных грунтах с пределом прочности на сжатие 20 кгс/см², в том числе в гравелистых, с размером включений до 200 мм. В отличие от ТЩБ-7 комплекс ТЩФ-1 имеет, кроме прессующего кольца и поддерживающей опалубки, формующую опалубку, продольная ось которой расположена параллельно оси щита. Опалубка установлена на внутренней опоре, закрепленной в корпусе щита, и может передвигаться в продольном направлении при помощи гидроцилиндров. При поворотах корпуса щита в процессе его передвижения поворачивается и формующая опалубка. Поэтому после окончания прессования продольная ось очередного щитового кольца всегда совпадает с продольной осью корпуса щита. Кольцевой стык бетонной обделки постоянно находится вне формующей опалубки и при следующем цикле последняя не оказывает вредного механического воздействия на бетон, находящийся в стадии твердения. За формующей опалубкой передвигаются секции поддерживающей опалубки.

Особенно перспективным в будущем, очевидно, окажется применение комплексов со щитами с экскаваторными и стреловыми режущими органами. В настоящее время существуют и действуют уже несколько таких комплексов.

В конце 1982 г. На участке между ст. Нахимовский проспект и Севастопольская Серпуховского радиуса Московского метрополитена была завершена проходка перегонного тоннеля (правого) механизированным комплексом КМ-42 со щитом ЩНЭ-1, оснащенным экскаваторным рабочим оборудованием. Левый тоннель был пройден с помощью комплекса ТЩБ-7. Щит ЩНЭ-1 — опытный образец, изготовленный по проекту СКТБ на Московском механическом заводе. Он представляет собой составную часть комплекса КМ-42, куда входят также самоходный транспортер, созданный на базе породопогрузочной машины ППН-5, блокоукладчик ТУ-ЗПП, тележка для нагнетания ТН-16 и платформа со стрелой ПП-8.

Тоннельный комплекс КМ-42 со щитом ЩНЭ-1 предназначен для сооружения перегонных тоннелей метрополитена со сборной обделкой внутренним диаметром 5,1 м в песчаных, глинистых и смешанных песчано-глинистых породах естественной влажности или осушенных водопонижением, в том числе содержащих гравийно-галечные отложения и валуны, размером не более 350 мм. Два экскаваторных органа с телескопической стрелой и поворотным ковшом, расположенные на щите ЩНЭ-1, позволяют полностью механизировать разработку и погрузку грунта (от песков до моренных глин) в ячейках агрегата. При этом полностью исключается ручной труд в зоне забоя, резко повышается производительность труда, а затраты на переоборудование незначительны. Проходческая бригада состоит из 7 человек (на обычном немеханизированном щите ЩН-1С — 10 человек), включая двух машинистов щита, управляющих экскаваторными органами. Тоннель длиной 818 м был пройден за 309 рабочих дней. Наибольшая скорость проходки: 6 м/сут, 2,2 м/смену и 98 м/мес; средняя скорость проходки — 3 м/сут.

  • документов, удостоверяющих личности ребенка-инвалида и сопровождающего его лица;
  • справки об инвалидности;
  • специального талона на право бесплатного получения проездных документов в поезде дальнего следования или именного направления на приобретение проездных документов на авиационном, автомобильном и водном транспорте (на каждый вид транспорта отдельно). Такой талон или такое направление выдаются органом Фонда социального страхования или социальной защиты населения по месту жительства ребенка-инвалида. В зависимости от того, в какое учреждение едет ребенок, талон или направление будут выданы

    • одновременно с выдачей санаторно-курортной путевки тем же органом Фонда социального страхования или социальной защиты населения
      либо
    • на основании направления на лечение в медицинском учреждении по медицинским показаниям и специального талона (талон № 2 на получение талонов или направлений на проезд к месту лечения для получения медицинской помощи), выданных органом исполнительной власти в сфере здравоохранения того региона, в котором вы проживаете.
  • одновременно с выдачей санаторно-курортной путевки тем же органом Фонда социального страхования или социальной защиты населения
    либо
  • на основании направления на лечение в медицинском учреждении по медицинским показаниям и специального талона (талон № 2 на получение талонов или направлений на проезд к месту лечения для получения медицинской помощи), выданных органом исполнительной власти в сфере здравоохранения того региона, в котором вы проживаете.

Талоны или направления выдаются в двух экземплярах (на билеты «туда и обратно») на каждого человека.

Как отмечалось выше, в определенных регионах в течение некоторого периода может действовать иной порядок пользования правом бесплатного проезда к месту лечения, а именно компенсация собственных расходов на приобретение билетов после возвращения с лечения. К примеру, в Москве для получения такой компенсации нужно предъявить следующие документы в орган социальной защиты: заявление; документы, удостоверяющие личность ребенка-инвалида и сопровождавшего его лица; подлинники проездных документов; корешок путевки в санаторий либо справку о пребывании в санатории или медицинском учреждении.

Обратите внимание, что в отличие от проезда на пригородном железнодорожном транспорте, где количество и маршруты поездок в течение года не ограничены, выдача билетов на другие виды транспорта для проезда на лечение обусловлена получением санаторно-курортной путевки или направления на лечение в медицинском учреждении по медицинским показаниям. Иными словами, вы будете иметь право на бесплатный проезд столько раз, сколько раз получите такую путевку или направление.

Иные льготы на проезд

Дополнительные льготы на проезд детей-инвалидов и сопровождающих их лиц могут устанавливаться региональными программами оказания государственной социальной помощи гражданам, проживающим на территории соответствующего субъекта Российской Федерации. Мы рекомендуем вам выяснить, действуют ли такие льготы в вашем регионе в органе социальной защиты населения по месту вашего жительства.

К примеру, в Москве ребенок-инвалид, его родители (опекуны, попечители) и сопровождающее его лицо, имеющие место жительства в Москве, имеют право бесплатного проезда на всех видах городского пассажирского транспорта, кроме такси и маршрутного такси.

Услуги такси

Ввиду коммерческого характера услуг такси законодательство не устанавливает право бесплатного проезда инвалидов на такси или маршрутном такси. Тем не менее в Москве действует служба «социального такси», предоставляющая льготный проезд, в том числе для детей-инвалидов и сопровождающих их лиц (обслуживание производится по фиксированному льготному тарифу с возмещением 50% затрат транспортному оператору за счет бюджета города Москвы).

Чтобы воспользоваться его услугами, инвалиду необходимо получить талоны установленного образца в Московской городской общероссийской общественной организации «Всероссийское общество инвалидов» по адресу: ул. Бахрушина, д. 21/23, стр. 5, тел. (495) 953–14–3513.

Если вы проживаете не в Москве, узнайте в местном обществе инвалидов, службе социальной защиты или отделении пенсионного фонда, есть ли «социальное такси» в вашем городе или регионе и на каких условиях оно работает.

Какие права есть у детей-инвалидов на получение бесплатных лекарств?

В рамках государственной социальной помощи дети-инвалиды имеют право на обеспечение необходимыми лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения по рецептам врача (фельдшера).
Бесплатно выдаются только те лекарства, которые указаны в специальном Перечне, утвержденном Минздравсоцразвития4 (далее – «Перечень»).

Порядок получения лекарств

Обычно  инвалид на момент составления ИПР не нуждается  в подгузниках и простынях, но потом он в них может нуждаться. О  том, что ограниченному в  передвижении или  лежачему больному   необходимы подгузники и впитывающие простыни решает лечащий врач лечебно-профилактического учреждения, которого следует вызвать на дом для оценки состояния больного . Затем  оформляется  посыльный лист для  разработки  новой  ИПР специально для получения вышеуказанных технических средств реабилитации, о чем врач указывает  в посыльном листе. Чтобы не было проблем с получением, наименования ТСР в посыльном листе и  в ИПР должны быть указаны в соответствии с классификацией, содержащейся в Приказе Министерства труда и социальной защиты РФ от 24 мая 2013 г. N 214н "Об утверждении классификации технических средств реабилитации (изделий) в рамках федерального перечня реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду. ( см.  распоряжение Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2005 г. N 2347-р). 

Подгузники для взрослых и впитывающие простыни  имеют сроки пользования в сутки - не более 8 часов (при синдроме полиурии - не более 5 часов). По индивидуальное программе реабилитации  ( ИПР) инвалида   в сутки положено  3 наименования ТСР  по выбору: либо все подгузники, либо все простыни, либо их сочетание по выбору.

Денежная компенсация, выплачиваемая инвалидам, приобретшим  ТСР  за свой счет. 

Если в регионе не состоялись торги на закупку какого то конкретного ТСР ( например экопротеза груди или подгузников ), в связи с чем  срок их предоставления инвалиду затягивается,  инвалид может приобрести  указанное в ИПР  техническое средство реабилитации  за собственный счет,  и  ему выплачивается денежная компенсация.


Сегодня на территории области проживает 25 тысяч инвалидов, в том числе 888 человек с нарушениями опорно-двигательного аппарата, около 300 из которых — колясочники.


Подобный прокат должен появиться в каждом районе. До конца года откроется по одному пункту в Углегорске, Тымовском, Холмске, Поронайске и еще два в Южно-Сахалинске.

Талон технического осмотра сейчас уже не нужен. На его место пришел новый документ – диагностическая карта. Что же касается талона ТО, то у тех лиц, которым был выдан талон, он будет действителен до августа 2015 года включительно в том случае, если талон был выдан на три года.

Диагностическая карта

Диагностическая карта – это документ, который оформляется сразу же после проведения ТО, опираясь на результаты проверки.

Диагностическая карта техосмотра автомобиля

Название этого документа говорит само за себя, в ней отражаются все заключения о соответствии или несоответствии авто обязательным требованиям.

2. Расходы на консалтинг

Если затраты на консультационные услуги были сделаны до ввода объекта в эксплуатацию, они признаются напрямую связанными с приобретением или реконструкцией основного средства и учитываются в первоначальной стоимости. Письмо Минфина № 03-03-06/1/70 от 06.02.2012 г.

Однако сложившийся арбитраж, например, постановление ФАС Московского округа № КА-А40/5378-10 от 07.06.2010 г., указывает на возможность не учитывать эти расходы в первоначальной стоимости. Основания – ст. 264 НК и п. 4 ст. 252 НК, позволяющий организации самостоятельно выбирать, куда отнести расход, если в налоговом кодексе предусмотрены варианты.
Расходы на консалтинг, сделанные после ввода объекта в эксплуатацию, списываются как прочие (пп. 14, 15 п. 1, ст. 264 НК PФ).

На втором этаже здания — специализированная обувная мастерская. Здесь хранятся колодки,сделанные по индивидуальной мерке для каждого инвалида,который нуждается в ортопедической обуви. Мощности предприятия позволяют обеспечить продукцией всех нуждающихся жителей области. Но есть проблема — федеральный фонд социального страхования выделяет на изготовление протезов и специальной обуви слишком мало средств. В итоге предприятие работает с неполной загрузкой. А инвалиды — не всегда в нужном объеме получают необходимые изделия. Олег Кожемяко считает,что областным властям придется подключиться к решению этой проблемы.

- стационарное социальное обслуживание в стационарных учреждениях социального обслуживания (домах-интернатах, пансионатах и других учреждениях социального обслуживания независимо от их наименования);

- срочное социальное обслуживание;

- социально-консультативную помощь.

5) Врач назначил лекарство, но оно не входит в перечень бесплатных. Назначение лекарственной терапии регулярное - 4 раза в год (в течение 5 лет). Куда можно обратиться по поводу возмещения затрат на лекарство?

В соответствии с Федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утвержденным Распоряжением Правительства РФ от 30 декабря 2005 г. N 2347-р, лекарственное обеспечение при лечении заболевания, ставшего причиной инвалидности, входит в реабилитационные мероприятия (восстановительная терапия и реконструктивная хирургия). Для возмещения затраченных на реабилитацию средств Вам необходимо обратиться в ФСС. Нужно написать заявление о возмещении затрат и приложить документы, подтверждающие что средства были действительно потрачены на реабилитацию (на лекарства)

Авторы-составители: Максим Ларионов, Нгуен Хонг Линь, Светлана Котова.

Материал подготовлен при содействии РООИ «Перспектива»

Наверх