Танатофобия — страх ложной жизни
© Павел Пономарев
Лучшее доказательство того, что страх смерти есть страх не
смерти, а ложной жизни, есть то, что часто люди убивают себя от страха смерти (Лев Толстой).
ПН: Этот же инстинкт есть и у животных?
ВБ: Не стоит сравнивать человека и животное, потому что от животного в нас уже мало что осталось. Когда животное пугается, то ответом на испуг являются понятные, живые реакции. Первая реакция – замирание. Хрустнула ветка – животное замирает и ждёт, что произойдёт. Вторая реакция – животное убегает. Третья реакция - агрессия, схватка. Все эти реакции – живые, то есть тело животного мобилизуется, оно похоже на пружину, которая то сжимается, то разжимается.
В отличие от животного, тело испугавшего человека рассыпается на части. Подкашиваются колени, сердце сдаёт. Выключаются очень многие телесные каналы, например, может уйти канал зрения. Человек может буквально перестать видеть, чтобы не встретиться с опасностью. Страх не интегрирует, а рассыпает тело человека. Именно поэтому важно в теле человека поддерживать животные реакции на страх, в том числе на страх смерти.
Страх смерти играет огромную роль в формировании нашей личности. Он преследует нас как ничто другое, постоянно напоминая о себе самым различным образом, являясь во снах, в боязни темноты или собак. Он притаился на краю сознания и чтобы окончательно изолироваться от него, отведя ему самый дальний и неизведанный уголок сознания, мы пытаемся создать прочные психологические защиты, формирующие наш характер, поведение, что в целом можно назвать способом жизни.
Страх темноты, страх высоты, страх животных и насекомых, страх старости, болезни… всех не перечесть. Советы психотерапевта о преодолении страха смерти приносят только временное успокоение. А потом все повторяется сначала. В голове те же мысли: как бороться со страхом смерти за близких, родных, знакомых, как лечить страх смерти вообще?
«…Начинает кружиться голова, до дурноты, сжимает в груди, трясет все тело… Раньше, до смерти моего знакомого, я такого не ощущала либо ощущала слабо. Это как мысленные приступы, когда голова сама начинает думать об этом и невозможно переключиться. Тогда и накрывает! Как избавиться от панического страха смерти?
Вариант 2-й: человек верит, что жить ему недолго, он непременно умрет молодым, поэтому бессмысленно планировать жизнь на долгие десятилетия, думать о будущем и т.д.
В обоих случаях – шагом марш к психологу (не к психиатру – это не психическое заболевание, а лишь временная проблема, которую можно устранить!).
Как преодолеть страх смерти?
Страх смерти – основа самосохранения и выживания, присущая всем живым существам. В древности дикари, увидев труп своего соплеменника, испытывали страх, который усиливал их бдительность – «опасность рядом, нужно быть внимательным». Сегодня именно страх смерти вынуждает нас осмотреться по сторонам и лишь потом перейти дорогу.
Но танатофобия – навязчивая мания, которая начинает руководить жизнью конкретного индивида. Катализатором (спусковым курком) ее возникновения может быть любое драматическое событие:
- потеря близкого человека;
- смертельное заболевание;
- кризисный «переходный» возраст (и уход на пенсию) – 30, 40, 50 лет;
- потеря работы, переезд или любое другое жизненное потрясение.
5
Современные психологические исследования показали, что кино глубоко влияет на познавательную и эмоциональную сферу психики, способно менять взгляды людей, бороться со стереотипами. С помощью проекции своих собственных переживаний, идентификации с киногероями и событиями их жизни качественная кинолента способна вызвать пробуждающее переживание и «выкинуть» человека из воронки повседневного восприятия.
Инструментом воздействия в данном случае может стать только качественное высокохудожественное кино, где работа режиссера и оператора выполнена на высоком художественном уровне. Фильм должен не только показывать экстремальную ситуацию, но и отображать личностные изменения, переосмысления киногероев. Посмотрите эти фильмы, они помогут вам стать на путь переосмысления и вдохновят на создание своей собственной коллекции особого кино:
- «Шепоты и крики», 1972 год; Швеция; Режиссер – И. Бергман.
- «Меланхолия», 2011 год; Германия, Швеция, Франция, Дания; Ларс фон Триер.
- «Не отпускай меня», 2010 год; США, Великобритания; М. Романек.
- «Сцены из супружеской жизни», 1973 год; Швеция; И. Бергман.
- «Все о моей матери», 1999 год; Франция, Испания; П. Альмодовар.
- «Солярис», 1972 год; СССР; А. Тарковский.
- «Норвежский лес», 2010 год; Япония; Чан Ань Хунг.
- «Три цвета: Синий», Польша; К. Кислевский.
- «Потустороннее», 2010 год; США; К. Иствуд.
- «Психоаналитик», 2009 год; США; Дж. Пейт.
- «Гравитация», 2013 год; США; А. Куарон.
- «Древо жизни», 2010 год; США; Т. Малик.
- «Список Шиндлера», 1993 год; США; С. Спилберг.
- «Серые», 2011 год; США; Джо Карнахан.
- «Волшебная страна», 2004 год; США, Великобритания; М. Форстер.
- «Дорога перемен», 2008 год; США, Великобритания; Сэм Мендес.
Google+
С уважением и теплотой,
Алина Черникова 13.10.2015 22:14
Заявить о нарушении