За что отвечает левое полушарие головного мозга » Лучший журнал онлайн
Пожалуй, самый удивительный орган человеческого тела – это мозг. Ученые еще досконально не изучили его, хотя шаги в этом направлении сделаны немалые. В данной статье будет рассказано о том, за что отвечает левое полушарие головного мозга и как его можно развить.
В самом начале стоит сказать о том, что мозг человека состоит из двух полушарий – правого и левого. Эти части разделены корой головного мозга, однако обмен информацией происходит через так называемое мозолистое тело. Для наглядности работы обеих полушарий можно провести довольно-таки простую аналогию с компьютером. Так, в данном случае левая часть мозга отвечает за последовательное выполнение задач, т. е. является основным процессором. Правое же полушарие может выполнять несколько задач одновременно, и его можно сравнить с дополнительным процессором, который не является ведущим.
В какую
сторону девушка вращается у вас? Оказывается, что некоторым усилием
мысли, можно заставить девушку вращаться в любую сторону. Для начала,
попробуйте посмотреть на картинку расфокуссированным взглядом.
Если вы
смотрите на картинку одновременно со своим партнером, другом, подругой,
знакомым, очень часто бывает, что вы одновременно наблюдаете, как
девушка вращается в две противоположные стороны – один видит вращение по
часовой стрелке, а другой против. Это нормально, просто в данный момент
у вас активны разные полушария мозга.
Сферы специализации левого и правого полушарий головного мозга
ТАБЛИЦА РАСПРЕДЕЛЕНИЯ ХАРАКТЕРИСТИК ПРАВОГО И ЛЕВОГО ПОЛУШАРИЯ | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
ЛЕВОЕ (пингала) ЯН |
ПРАВОЕ (ида) ИНЬДискретное, аналитико-рассудочное. Речи (смыслового аспекта). Высоких звуков. |
ВОСПРИЯТИЕ |
Целостное, эмоционально-чувственное. Музыки, а также шумов. Низких звуков. |
Более медленная, в понятиях. Словесно-знако-логически последовательная. |
ПЕРЕРАБОТКА |
ИНФОРМАЦИИ Более быстрая в образах. Мгновенно чувственный анализ сложных сигналов, интуитивная ориентация в окружающем мире. |
Волнения. Чувство наслаждения, счастья, преимущественно внутреннего (импрессивного) плана |
ЭМОЦИИ |
Страх, печаль, гнев, ярость другие отрицательные эмоции, преимущественно внешнего (экспрессивного) плана. |
Центр сознания и контроля, управления произвольными психическими процессами. Чувство осознания и выделения себя из окружающей среды ("Я"). |
СОЗНАНИЕ |
Центр бессознательных психических процессов индивидуальности. Чувство единения, общности с природой и людьми ("Мы"). |
Центр языка и речи, знаковых систем, Смысловая сторона речи. Чтение и счет, письмо, опора на согласные Дополнительно изученный язык |
РЕЧЬ |
Интонационная сторона, мимика жестикуляция при речи, опора на гласные Основной язык |
На цифры формулы слова. Произвольная. Последовательность событий и их вероятностные свойства. |
ПАМЯТЬ |
Зрительно наглядно образная, эмоциональная. Непроизвольная. Текущее реальное время, информация о прошлом. |
Скорее рациональное абстрактно логическое, программируемое. Индукция (выделение частного). Оперирование цифрами, математическими формулами и другими знаковыми системами |
МЫШЛЕНИЕ |
Скорее эмоциональное наглядно образное. Интуитивное спонтанное. Дедукция (образование целого). Использование ощущений, догадок, предчувствий, представлений, наглядных жизненных примеров |
Вербальный, логический компонент, приверженность тории. |
ИНТЕЛЛЕКТ |
Невербальный, интуитивный компонент, приверженность практике. |
Большая двигательная активность. Ориентация во времени. Чувство тела. |
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ |
Меньшая двигательная активность. Ориентация в пространстве, слежение за движущимися предметами, управление движениями. |
Интровертированный |
ХАРАКТЕР |
Экстравертированный |
Методы достижения цели |
ЦЕЛЕПОЛОГАНИЕ |
Цели - желания |
Логическое |
Последовательное Линейное Символическое Основано на реальности Вербальное Дискретное МОДЕЛЬ |
СОЗНАНИЯ (по Гриндеру) Интуитивное |
Хаотическое Холистическое Неабстрактное Основано на фантазии Невербальное Вневременное |
Можно легко протестировать, какое из полушарий мозга у Вас активно в данный момент. Посмотрите на эту картинку.
Теория о том, что разные полушария мозга отвечают за развитие определенных навыков и свойств характера, сейчас крайне популярна: она встречается в бизнес-литературе, книгах по самосовершенствованию, профессиональных характеристиках и приложениях для смартфонов. Наверняка, вы уже слышали, что люди, у которых сильнее развито правое полушарие, более креативны, спонтанны и субъективны, а те, кто больше полагается на левое полушарие — логичны, внимательны к деталям и лучше справляются с анализом информации.
Презентация: "Большие полушария головного мозга"
Люди, которые чаще всего «пользуются» правым полушарием отличаются особым восприятием музыки и музыкальными способности, несмотря на то, что за образование в этой сфере отвечает его сосед. , мечты, понимание метафор, и художественные способности также функции правого полушария мозга.воображение, фантазияРазвитое
Еще правое полушарие головного мозга отвечает за:
- Секс
- Восприятие мистики и религиозность
- Мечты
Левша или правша?
С рождения у ребёнка более активно правое полушарие мозга. С развитием речи и других навыков, то есть в возрасте около двух лет, в работу всё больше включается левое полушарие. И вот тогда, если родители начинают замечать, что малыш всё-таки совершает основные действия левой рукой (ест, рисует, берёт предметы), они могут забить тревогу. Не стоит этого делать.
Правое полушарие и создание мотивации
Какими возможностями обладает ваш мозг для создания мотивации? Приведем простой пример: многие люди знают, что им нужно сбросить вес или соблюдать диету. Но удается это немногим. Основная причина заключается в том, что для них это лишь вопрос логики — им действительно необходимо похудеть. Однако это трудный и мучительный процесс, только логической мотивации для достижения успеха здесь явно недостаточно.
Самый эффективный способ — использовать эмоции и воображение правого полушария мозга для создания мотивации к достижению желаемого результата. Успех принесет сочетание кнута и пряника.
Удивительно, но в древности было установлено (свара йога), что существуют именно 90-минутные циклы дыхания. Согласно учению йоги, в теле чело-века есть 72 000 каналов, нади. Из них 3 основных: Сушумна-нади, Ида-нади и Пингала-нади. Основной поток праны идёт через Сушумну-нади и каналы Ида и Пингала. Поток праны в Иде приравнивается к по-току дыхания в левой ноздре, а поток праны в Пингала-нади соотносится с дыханием в правой ноздре. Течение праны в главном канале – Сушумне – возникает только когда Ида и Пингала, ментальный и жизненный аспект личности, функционируют в совершенном равновесии. Это может происходить только когда через обе ноздри проходит одинаковый поток воздуха. В это время сознание не интровертировано и не экстравертировано, а находится в равновесии между этими двумя состояниями. Именно в это время прана течёт по сушумна-нади, и без усилий возникает состояние медитации. Именно раз в 90 минут поток дыхания переключается между ноздрями и становится равным. Это состояние в котором интуиция работает в полной мере.
Медитация не может возникнуть при неравенстве по-токов через Ида и Пингала нади. Именно это и про-исходит в нашей повседневной жизни. В Институте Кайвальядхамы в Лонвиле проводили исследование, которое подтвердило, что в нормальных условиях потоки воздуха через обе ноздри редко бывают равными.
Йоги соотносят работу Ида-нади именно с работой правого полушария, а Пингала нади – с работой левого. Уравновешивая Ида и Пингала нади, мы создаём личность ардханаришвара, в которой мужские и женские качества сбалансированы....
Хотя исследования мозга показали, что каждое из полушарий может использовать потенциал другого и даже заменить друг друга при соответствующей тренировке, на практике они в своей работе не пересекаются. Когда человек после инсульта учится говорить снова с помощью правого полушария, он начинает говорить на уровне 3-5 летнего ребёнка. ...
Если же ученый или
педагог–математик по своим взглядам принадлежит к школе интуиционистов Брауэра
(как, например, всем известный И.Я. Перельман, написавший очень давно «Живую
математику»), то такой правополушарный учебник дети запомнят на всю жизнь (5).
Интересна в этом плане книга Ю.П. Попова, Ю.В. Пухначева «Математика в образах»
(6).
Только после современных
достижений психоанализа и физиологии становится понятным, что спор великих
математиков относительно взгляда на основания математики касался чрезвычайно
важного понимания роли каждого из полушарий мозга в математическом творчестве.
За логическое построение математики отвечает левое «словесное», а наши
интуитивные, образные и целостные представления базируются на работе правого
полушария. Но то и другое имеет в деятельности математического мышления,
по-видимому, равное значение.
Представляем себе: слева - четкое логическое мышление; справа - мечта, интуиция, вдохновение.
Слева: вдох, пауза, выдох связан с проекцией числа. Справа: вдох, пауза, выдох связан с проекцией буквы. Т.е. слева: число «1» число «2» число «3» и т.д. Справа: буква «А» буква «Б» буква «В» и т.д.
Эту комбинацию чисел и букв продолжаем до тех пор, пока она вызывает приятные ощущения. Буквы и числа можно поменять местами, или заменить их чем-то другим - например, лето - зима, белый - черный.
В завершение этой темы, хочу продемонстрировать еще одну уникальную возможность Вашего мозга:
Представляем себе: слева - четкое логическое мышление; справа - мечта, интуиция, вдохновение.
Слева:
вдох, пауза, выдох связан с проекцией числа. Справа: вдох, пауза, выдох
связан с проекцией буквы. Т.е. слева: число «1» число «2» число «3» и
т.д. Справа: буква «А» буква «Б» буква «В» и т.д.
Эту
комбинацию чисел и букв продолжаем до тех пор, пока она вызывает
приятные ощущения. Буквы и числа можно поменять местами, или заменить их
чем-то другим - например, лето - зима, белый - черный.
В завершение этой темы, хочу продемонстрировать еще одну уникальную возможность Вашего мозга: