«Организация дорожного движения, обязанности пешеходов и пассажиров»
Организация дорожного движения,
обязанности пешеходов и пассажиров
Цель: рассмотреть принципы
организации дорожного движения,
обязанности пешеходов и пассажиров.
Предмет: ОБЖ.
Класс: 8.
Учитель: Хаматгалеев Э. Р.
Дата проведения:
Ход урока
Повторение пройденного материала.
Повторение пройденного материала.
-
Перечислите основные причины
транспортных аварий:
невнимательность участников
дорожного движения;
невыполнение правил безопасности
водителями транспортных средств и
пассажирами;
нарушение правил дорожного
движения пешеходами;
поломка транспорта;
неудовлетворительное состояние
проезжей части улиц и дорог;
плохие погодные условия.
Перечислите основные причины
транспортных аварий:
невнимательность участников
дорожного движения;
невыполнение правил безопасности
водителями транспортных средств и
пассажирами;
нарушение правил дорожного
движения пешеходами;
поломка транспорта;
неудовлетворительное состояние
проезжей части улиц и дорог;
плохие погодные условия.
невнимательность участников
дорожного движения;
невыполнение правил безопасности
водителями транспортных средств и
пассажирами;
«Пешеход» — лицо, находящееся вне транспортного средства на дороге либо на пешеходной или велопешеходной дорожке и не производящее на них работу. К пешеходам приравниваются лица, передвигающиеся в инвалидных колясках без двигателя, ведущие велосипед, мопед, мотоцикл, везущие санки, тележку, детскую или инвалидную коляску, а также использующие для передвижения роликовые коньки, самокаты и иные аналогичные средства.
«Пешеходная дорожка» — обустроенная или приспособленная для движения пешеходов полоса земли либо поверхность искусственного сооружения, обозначенная знаком 4.5.1.
«Пешеходная зона» — территория, предназначенная для движения пешеходов, начало и конец которой обозначены соответственно знаками 5.33 и 5.34.
«Пешеходный переход» — участок проезжей части, трамвайных путей, обозначенный знаками 5.19.1 , 5.19.2 и (или)разметкой 1.14.1 и 1.14.2 и выделенный для движения пешеходов через дорогу. При отсутствии разметки ширина пешеходного перехода определяется расстоянием между знаками 5.19.1 и 5.19.2
«Пешеходная и велосипедная дорожка (велопешеходная дорожка)» — конструктивно отделенный от проезжей части элемент дороги (либо отдельная дорога), предназначенный для раздельного или совместного с пешеходами движения велосипедистов и обозначенный знаками 4.5.2 — 4.5.7.
«Полоса движения» — любая из продольных полос проезжей части, обозначенная или не обозначенная разметкой и имеющая ширину, достаточную для движения автомобилей в один ряд.
«Полоса для велосипедистов» — полоса проезжей части, предназначенная для движения велосипедистов и на мопедах, отделенная от остальной проезжей части горизонтальной разметкой и обозначенная знаком 4.4.1 в сочетании с табличкой 8.14, расположенными над полосой.
«Преимущество (приоритет)» — право на первоочередное движение в намеченном направлении по отношению к другим участникам движения.
«Препятствие» — неподвижный объект на полосе движения (неисправное или поврежденное транспортное средство, дефект проезжей части, посторонние предметы и т.п.), не позволяющий продолжить движение по этой полосе.
Не является препятствием затор или транспортное средство, остановившееся на этой полосе движения в соответствии с требованиями Правил.
«Прилегающая территория» — территория, непосредственно прилегающая к дороге и не предназначенная для сквозного движения транспортных средств (дворы, жилые массивы, автостоянки, АЗС, предприятия и тому подобное). Движение по прилегающей территории осуществляется в соответствии с настоящими Правилами.
«Прицеп» — транспортное средство, не оборудованное двигателем и предназначенное для движения в составе с механическим транспортным средством. Термин распространяется также на полуприцепы и прицепы-роспуски.
«Проезжая часть» — элемент дороги, предназначенный для движения безрельсовых транспортных средств.
«Разделительная полоса» — элемент дороги, выделенный конструктивно и (или) с помощью разметки 1.2.1, разделяющий смежные проезжие части и не предназначенный для движения и остановки транспортных средств.
«Разрешенная максимальная масса» — масса снаряженного транспортного средства с грузом, водителем и пассажирами, установленная предприятием-изготовителем в качестве максимально допустимой. За разрешенную максимальную массу состава транспортных средств, то есть сцепленных и движущихся как одно целое, принимается сумма разрешенных максимальных масс транспортных средств, входящих в состав.
«Регулировщик» — лицо, наделенное в установленном порядке полномочиями по регулированию дорожного движения с помощью сигналов, установленных Правилами, и непосредственно осуществляющее указанное регулирование. Регулировщик должен быть в форменной одежде и (или) иметь отличительный знак и экипировку. К регулировщикам относятся сотрудники полиции и военной автомобильной инспекции, а также работники дорожно-эксплуатационных служб, дежурные на железнодорожных переездах и паромных переправах при исполнении ими своих должностных обязанностей.
«Стоянка» — преднамеренное прекращение движения транспортного средства на время более 5 минут по причинам, не связанным с посадкой или высадкой пассажиров либо загрузкой или разгрузкой транспортного средства.
«Темное время суток» — промежуток времени от конца вечерних сумерек до начала утренних сумерек.
«Транспортное средство» — устройство, предназначенное для перевозки по дорогам людей, грузов или оборудования, установленного на нем.
«Тротуар» — элемент дороги, предназначенный для движения пешеходов и примыкающий к проезжей части или к велосипедной дорожке либо отделенный от них газоном.
«Уступить дорогу (не создавать помех)» — требование, означающее, что участник дорожного движения не должен начинать, возобновлять или продолжать движение, осуществлять какой-либо маневр, если это может вынудить других участников движения, имеющих по отношению к нему преимущество, изменить направление движения или скорость.
«Участник дорожного движения» — лицо, принимающее непосредственное участие в процессе движения в качестве водителя, пешехода, пассажира транспортного средства.
Участники дорожного движения обязаны знать и соблюдать относящиеся к ним требования Правил, сигналов светофоров, знаков и разметки, а также выполнять распоряжения регулировщиков, действующих в пределах предоставленных им прав и регулирующих дорожное движение установленными сигналами.
На дорогах установлено правостороннее движение транспортных средств.
Участники дорожного движения должны действовать таким образом, чтобы не создавать опасности для движения и не причинять вреда.
Запрещается повреждать или загрязнять покрытие дорог, снимать, загораживать, повреждать, самовольно устанавливать дорожные знаки, светофоры и другие технические средства организации движения, оставлять на дороге предметы, создающие помехи для движения. Лицо, создавшее помеху, обязано принять все возможные меры для ее устранения, а если это невозможно, то доступными средствами обеспечить информирование участников движения об опасности и сообщить в полицию.
Лица, нарушившие Правила, несут ответственность в соответствии с действующим законодательством.
2. Общие обязанности водителей
Водитель механического транспортного средства обязан:
Иметь при себе и по требованию сотрудников полиции передавать им, для проверки:
- водительское удостоверение или временное разрешение на право управления транспортным средством соответствующей категории или подкатегории;
- регистрационные документы на данное транспортное средство (кроме мопедов), а при наличии прицепа — и на прицеп (кроме прицепов к мопедам);
- в установленных случаях разрешение на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси, путевой лист, лицензионную карточку и документы на перевозимый груз, а при перевозке крупногабаритных, тяжеловесных и опасных грузов — документы, предусмотренные правилами перевозки этих грузов;
- страховой полис обязательного страхования гражданской ответственности владельца транспортного средства в случаях, когда обязанность по страхованию своей гражданской ответственности установлена федеральным законом.
- В случаях, прямо предусмотренных действующим законодательством, иметь и передавать для проверки работникам Федеральной службы по надзору в сфере транспорта лицензионную карточку, путевой лист и товарно-транспортные документы.
При движении на транспортном средстве, оборудованном ремнями безопасности, быть пристегнутым и не перевозить пассажиров, не пристегнутых ремнями. При управлении мотоциклом быть в застегнутом мотошлеме и не перевозить пассажиров без застегнутого мотошлема.
Водитель механического транспортного средства, участвующий в международном дорожном движении, обязан:
- иметь при себе регистрационные документы на данное транспортное средство (при наличии прицепа — и на прицеп) и водительское удостоверение, соответствующие Конвенции о дорожном движении;
- иметь на данном транспортном средстве (при наличии прицепа — и на прицепе) регистрационные и отличительные знаки государства, в котором оно зарегистрировано. Отличительные знаки государства могут помещаться на регистрационных знаках.
Водитель, осуществляющий международную автомобильную перевозку, обязан останавливаться по требованию работников Федеральной службы по надзору в сфере транспорта в специально обозначенных дорожным знаком 7.14 контрольных пунктах и предъявлять для проверки транспортное средство, а также разрешения и другие документы, предусмотренные международными договорами Российской Федерации.
Водитель транспортного средства обязан:
Перед выездом проверить и в пути обеспечить исправное техническое состояние транспортного средства в соответствии с Основными положениями по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностями должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения*.
* В дальнейшем — Основные положения.
Запрещается движение при неисправности рабочей тормозной системы, рулевого управления, сцепного устройства (в составе автопоезда), негорящих (отсутствующих) фарах и задних габаритных огнях в темное время суток или в условиях недостаточной видимости, недействующем со стороны водителя стеклоочистителе во время дождя или снегопада.
- Google Chrome 10+
- Opera 9+
- Mozilla Firefox 12+
- Internet Explorer 8+
3. Работа с Главной страницей портала К содержанию
Главная страница портала - это отправная точка к другим разделам портала.
Главная страница разделена на три блока.
—
, которое
содержит следующие пункты:
2.Понятие ДТП. Почему происходят дорожно-транспортные происшествия? Примеры ДТП с участие детей. Статистика ДТП по региону, городу, району.
3. Для чего нужна ГИБДД. Особенности работы сотрудника дорожно-патрульной службы.
4. Понятие «транспортные средства». Для чего они необходимы. Виды транспортных средств (водные, воздушные, наземные). Наземные: рельсовые и безрельсовые. Автобус, троллейбус, трамвай, метро, маршрутное такси, поезд, различные виды легкового и грузового транспорта. В чем опасность движущихся транспортных средств. Основные меры безопасности, которые необходимо соблюдать при использовании различных видов транспорта. Специальное удерживающие устройство для детей, ремень безопасности. Их применение.
5. Правила поведения при ожидании общественного транспорта, при посадке и выходе из него. Правила при посадке, проезде выхода из личного легкового транспорта.
6. Отличие дорожной среды от другой окружающей среды. Элементы дороги (повторение за 1 класс). Дорожная разметка, ее назначение в дорожном движении. «Лежачий полицейский» - его значение. Пешеходы, пассажиры, водители – участники дорожного движения. Уважение их друг другу – одно из главных условий безопасности на дороге.
7. Виды пешеходных переходов: «Пешеходный переход», «Подземный пешеходный переход», «Надземный пешеходный переход», их значение и места установки. Какой из пешеходных переходов самый безопасный. Правила поведения пешеходов на пешеходном переходе.
8. Какой пешеходный переход называют регулируемым? Всегда ли он является безопасным местом при переходе проезжей части? Дорожные ловушки на регулируемом переходе.
9. Какой пешеходный переход называют нерегулируемым? Правила перехода нерегулируемого перехода.
10. Как безопасно перейти проезжую часть, если рядом нет пешеходного перехода или перекрёстка.
11. Различие транспортного и пешеходного светофоров. Сигналам какого светофора, должен подчиняться пешеход, если рядом два – транспортный и пешеходный.
12. Дорожные знаки – это условные обозначения, установленные на дорогах для ориентации участников дорожного движения. Дорожные знаки являются международным «языком улиц». Восемь групп знаков (как информация). Их отличительные особенности по цвету, форме их назначению. Устанавливаются все знаки на правой стороне дороги, лицевой стороной навстречу движению, чтобы водители и пешеходы их хорошо видели.
13. Дорожные ловушки «отвлечение внимания». Что обозначает слово «внимание». Что может отвлечь детей от перехода проезжей части (кто-то окликнул пешехода, проехал красивый автомобиль, увидел друга, уронил варежку или др. предмет, раздался звонок мобильного телефона и т.д.) Чем опасны такие ситуации? Как вести себя в таких ситуациях?
14. Контрольные задания по Правилам дорожного движения.
Тематические планы по Правилам дорожного движения
3 класс
№ |
Тема |
Кол-во часов |
|
теория |
практика |
||
1 |
Виды и причины ДТП. |
1 |
1 |
2 |
Опасные ситуации на дороге. Безопасный маршрут в школу и домой. |
2 |
2 |
3 |
Движение пешеходов, их права и обязанности |
1 |
1 |
4 |
Пешеход и его друзья |
1 |
1 |
5 |
Виды транспортных средств и дорожное движение |
1 |
1 |
6 |
Специальные автомобили и правила поведения пешеходов при переходе дороги |
1 |
1 |
7 |
Виды перекрестков и Правила безопасности пешеходов в зоне перекрёстков. |
2 |
2 |
8 |
Правила перехода через железнодорожный переезд. |
2 |
2 |
9 |
Правила поведения на посадочных площадках в зоне остановки общественного транспорта. |
1 |
1 |
10 |
Обязанности правила поведения пассажиров в транспорте. |
1 |
1 |
11 |
Скейтборд, ролики, самокат. Правила поведения при езде. |
1 |
1 |
12 |
Я – велосипедист. |
1 |
3 |
13 |
Термины и Понятия. |
2 |
|
14 |
Итоговое занятие. |
1 |
1 |
Итого |
18 |
18 |
|
Всего |
36 |
№
Тема
Кол-во часов
теория
практика
1
Виды и причины ДТП.
1
1
2
Опасные ситуации на дороге. Безопасный маршрут в школу и домой.
2
2
3
Движение пешеходов, их права и обязанности
1
1
4
Пешеход и его друзья
1
1
5
Виды транспортных средств и дорожное движение
1
1
6
Специальные автомобили и правила поведения пешеходов при переходе дороги
1
1
7
Виды перекрестков и Правила безопасности пешеходов в зоне перекрёстков.
2
2
8
Правила перехода через железнодорожный переезд.
2
2
9
Правила поведения на посадочных площадках в зоне остановки общественного транспорта.
1
1
10
Обязанности правила поведения пассажиров в транспорте.
1
1
11
Скейтборд, ролики, самокат. Правила поведения при езде.
1
1
12
Я – велосипедист.
1
3
13
Термины и Понятия.
2
14
Итоговое занятие.
1
1
Итого
18
18
Всего
36
Содержание тем.
1. Какие бывают ДТП. Почему они происходят и их последствия. Статистика ДТП по региону и населённому пункту.
2. Как предвидеть опасные ситуации на дорогах. Выбор и составление безопасного маршрута в школу, домой, в учреждения ДОД и др. Как обходить препятствия, возникшие на пути (лужа, яма, ремонт и т.д.)? Всегда ли самый короткий путь бывает безопасным? Выбор маршрута.
3. Движение в населенном пункте при наличии тротуара пешеходы осуществляют по правой стороне. За городом и при отсутствии тротуара – по обочине, навстречу идущему транспорту. Для чего это необходимо делать. Где движение менее безопасно. Могут ли транспортные средства помешать пешеходу при движении по тротуару и обочине. Как поступить, если транспортное средство стало помехой при движении?
4. У пешехода есть друзья – дорожные знаки и светофор, которые помогают при движении по улицам населенного пункта и при переходе проезжей части. Закрепление знаков для пешеходов: «Пешеходный переход», «Подземный пешеходный переход», «Надземный пешеходный переход», «Движение пешеходов запрещено», «Пешеходная дорожка». Назначение и места установки дорожных знаков для пешеходов. Виды пешеходных светофоров. Пешеходный светофор с вызывной кнопкой. Правила пользования пешеходным светофором и переход дороги.
5. Транспорт не только средство передвижения, но и источник повышенной опасности. Грузовой и пассажирский транспорт. В чем опасность движущихся транспортных средств. Интенсивное движение. Опасность стоящего транспорта. Основные сигналы, подаваемые водителем. Скорость движения и тормозной путь.
6. Автомобили «Скорой помощи», милиции, пожарной, газовой служб, службы спасения – специальные автомобили. Применение проблесковых маячков и специальных звуковых сигналов. Поведение пешеходов на дороге при приближении специальных автомобилей.
7. Виды перекрёстков: крестообразный четырёхсторонний, Х-образный четырёхсторонний, Т-образный трёхсторонний, У-образный трёхсторонний, многосторонний, площадь. Правила перехода проезжей части в зоне перекрёстков. Понятие «по линии тротуара» «зона перехода».
8. Понятие «железнодорожный переезд» Шлагбаум и автоматические барьеры, их назначение. Дорожные знаки, обозначающие переезд: «железнодорожный переезд со шлагбаумом», «железнодорожный переезд без шлагбаума». Сигнализация на переезде. Особенности перехода через железнодорожный переезд.
9. Дорожный знак «Остановка автобуса или троллейбуса». Правила поведения в зоне остановки общественного транспорта. «Ловушки» на автобусной остановке.
10. Правила поведения в общественном транспорте. Культура поведения и соблюдение правил безопасности во время поездки в транспорте.
11. Скейтборд, ролики, самокат – это не игрушки, транспортное средство. Безопасные места для использования их. Требования к экипировке, для чего нужна защита? Правила поведения при езде.
12. Рассказать о появлении первого велосипеда в стране. О его создателе (Артамонов). Какие бывают велосипеды: трехколесный, двухколесный, гоночный, горный, городской и т.д. Как выбрать велосипед? Какая экипировка нужна велосипедисту? Велосипедист – водитель транспортного средства. Кто может им стать, что должен знать и уметь велосипедист перед выездом на прогулку?
13. Познакомить с новыми терминами и понятиями в дорожном движении, такими как: «сумерки», «темное время суток», «недостаточная видимость». Особенности движения в это время суток. Влияние погодных условий на безопасность движения. Меры предосторожности. Использование светоотражающих элементов в одежде.
14.Итоговый урок.
Тематические планы по Правилам дорожного движения
4 класс
№ |
Тема |
Кол-во часов |
|
теория |
практика |
||
1 |
Выполнение Правил дорожного движения Российской Федерации – закон для всех участников дорожного движения. |
1 |
1 |
2 |
Кодекс об административных правонарушениях, установленных Федеральным Законом (№195-ФЗ от 30 декабря 2001 года). |
1 |
1 |
3 |
Светофоры с дополнительной секцией. |
1 |
1 |
4 |
Транспорт во дворе |
1 |
1 |
5 |
Правила движения пешеходов колонной, группой по тротуарам и по краю проезжей части (обочине). |
1 |
1 |
6 |
Велосипедист – водитель транспортного средства. Правила для велосипедистов. |
3 |
3 |
7 |
Знакомство с дорожными знаками для велосипедистов |
2 |
2 |
8 |
Этика и культура транспортного поведения. |
1 |
1 |
9 |
Составление обращений к водителям, пешеходам, родителям, наказ первокласснику |
2 |
2 |
10 |
Дорожные ситуации – ловушки. |
3 |
3 |
11 |
Итоговое занятие. |
1 |
1 |
Итого |
18 |
18 |
|
Всего |
36 |
№
Тема
Кол-во часов
теория
практика
1
Выполнение Правил дорожного движения Российской Федерации – закон для всех участников дорожного движения.
1
1
2
Кодекс об административных правонарушениях, установленных Федеральным Законом (№195-ФЗ от 30 декабря 2001 года).
1
1
Тест работает в двух режимах:
Начинающий водитель должен знать, что приближаясь, например, к нерегулируемому обозначенному пешеходному переходу, необходимо снизить скорость или остановиться, чтобы пропустить пешеходов, вступивших на переход.
При проезде мимо трамвая попутного направления, стоящего на обозначенной остановке, в случае необходимости следует снизить скорость или остановиться, чтобы пропустить пешеходов, идущих к остановке или от нее. Особенно опасные ситуации возникают при внезапном появлении пешехода на проезжей части из-за стоящего транспорта, что чаще всего наблюдается на остановках общественного транспорта. Поэтому, проезжая мимо стоящих на остановках автобусов или троллейбусов, необходимо быть особенно внимательным, снизить скорость и выдерживать интервал не менее метра.
Следует постоянно помнить, что самыми беспечными участниками дорожного движения являются дети, так как они не осознают реальной опасности, которая грозит им в результате нарушения правил движения. Дети всегда считают пешеходный переход абсолютно безопасным местом, особенно если он оборудован светофором, но не любят пользоваться подземными и наземными пешеходными переходами и обычно стараются пересечь дорогу где-нибудь неподалеку от них.
Пристальное внимание к дорожной ситуации следует уделить в случаях, когда ребенок находится около проезжей части; когда две группы детей находятся по обе стороны дороги; когда возле дороги дети увлечены игрой; когда дети спешат в школу или возвращаются из нее; когда вы приближаетесь к детской площадке, детскому саду, парку, школе, стоящему на остановке автобусу; когда впереди вас едет ребенок на велосипеде и что-либо держит в руке либо когда велосипед слишком мал или велик для него. Необходимо учитывать, что ребенок оценивает ситуацию не так, как взрослый, потому что не видит ее в целом, а лишь некоторые ее детали. В отличие от взрослых дети не могут правильно определить скорость движения транспорта и соизмерить свою скорость по отношению к приближающимся автомобилям при переходе дороги.
Пересечение
железнодорожных переездов запрещено, если:
- заметно приближение
рельсового транспортного средства;
- приближение рельсового
транспортного средства оповещается красными мигающими или звуковыми
сигналами;
- шлагбаумы закрываются
или закрыты, если они открываются или занимают такое положение, при котором
неясно, открыт или закрыт железнодорожный переезд для движения транспортных
средств;
постами,
заградительными или предохранительными приспособлениями.- закрытие переезда
обозначается предупредительными
Безопасность дорожного
движения во многом зависит от скорости транспортных средств. Водитель
транспортного средства должен выбирать скорость в соответствии с условиями
движения, видимости, дорожными и метеорологическими условиями. Движение с
несоответствующей скоростью является главной причиной несчастных случаев. Часто
изменяющиеся внешние условия, которые водителям необходимо учитывать при выборе
скорости, требуют от них повышенного внимания, знаний и умения в любое время
действовать с полной ответственностью в соответствии с обязанностями.
В ГДР установлены
следующие допустимые максимальные скорости, если дорожными знаками не
установлены другие:
- в населенных
пунктах — 50 км/час;
На пульт в кабину машиниста и одновременно в контрольный орган системы на поезде поступает сигнал от скоростемера, где допустимая скорость сравнивается с фактической. Если эти скорости не совпадают, начинается торможение поезда до установленной скорости или полная остановка.
Система АРС была создана работниками московского метро совместно с ЦНИИ МПС, а разработку аппаратуры и проектные работы осуществили конструкторское бюро ЦШ МПС и проектная организация Метрогипротранс. Ее авторами являлись М. Л. Семерник, А. В. Шишляков, А. А. Евпятьев.
Система АРС внедрена на Кольцевой, Ждановско-Крас-нопресненской и Калининской линиях, а также нашла применение на метрополитенах социалистических стран. Работает она параллельно с действующей автоблокировкой. Но наличие одновременно на линии двух систем усложняет устройства и эксплуатацию. Поэтому на вновь строящихся линиях проектируется применение АРС как основной системы регулирования движением поездов. Она будет дополнена устройствами предупредительной сигнализации и контроля. Такой системой оборудован новый Серпуховской радиус метрополитена.
Высокая частота движения поездов выдвинула вопрос дальнейшего совершенствования устройств СЦБ. Речь шла об облегчении их монтажа, обслуживания, повышении оперативности при устранении неисправности.
Рационализаторами службы СЦБ и связи К. М. Махмутовым, А. И. Скоробогатовым и другими была предложена идея централизованного размещения аппаратуры на станциях. (До этого она находилась в тоннеле, в релейных шкафах у каждого сигнала.) в 1972 году смонтировали опытные участки, которые и подтвердили целесообразность нового метода. В настоящее время этот метод применяется на строящихся и реконструируемых линиях. Более того, система рекомендована для всех метрополитенов страны.
Система автоблокировки обеспечивает регулирование и безопасность движения поездов на перегонах и станциях без путевого развития, то есть поезда все время движутся по одному и тому же пути. Но вот поезд прибыл на конечную станцию, где имеются путевое развитие и стрелки. Здесь он совершает оборот, выходит на другой путь станции и движется в обратном направлении. Следует иметь в виду и то обстоятельство, что путевое развитие предусматривается и на ряде промежуточных станций, через 5-8км, а также для передачи составов в электродепо, на другую линию и т. п.
в населенных пунктах, если дорога освещена;
при встречном разъезде на расстоянии не менее чем
за 150 м до транспортного средства, а также и при
большем, если водитель встречного транспортного средства
периодическим переключением света фар покажет необходимость
этого;
в любых других случаях для исключения возможности
ослепления водителей как встречных, так и попутных
транспортных средств.
При ослеплении водитель должен включить аварийную
световую сигнализацию и, не меняя полосу движения,
снизить скорость и остановиться.
19.3. При остановке и стоянке в темное время суток
на неосвещенных участках дорог, а также в условиях
недостаточной видимости на транспортном средстве должны
быть включены габаритные огни. В условиях недостаточной
видимости дополнительно к габаритным огням могут быть
включены фары ближнего света, противотуманные фары
и задние противотуманные фонари.
19.4. Противотуманные фары могут использоваться:
в условиях недостаточной видимости как отдельно,
так и с ближним или дальним светом фар;
в темное время суток на неосвещенных участках дорог
совместно с ближним или дальним светом фар;
вместо ближнего света фар в условиях, предусмотренных
пунктом 19.5 Правил.
19.5. При движении в светлое время суток с целью
обозначения движущегося транспортного средства ближний
свет фар должен быть включен:
на мотоциклах и мопедах;
при движении в организованной транспортной колонне;
на маршрутных транспортных средствах, движущихся
по специально выделенной полосе навстречу основному
потоку движения;
при организованной перевозке групп детей;
при перевозке опасных, крупногабаритных и тяжеловесных
грузов;
при буксировке механических транспортных средств
(на буксирующем транспортном средстве).
19.6. Фарой-прожектором и фарой-искателем разрешается
пользоваться только вне населенных пунктов при отсутствии
встречных транспортных средств. В населенных пунктах
пользоваться такими фарами могут только водители транспортных
средств, оборудованных в установленном порядке проблесковыми
маячками синего цвета и специальными звуковыми сигналами,
при выполнении неотложного служебного задания.
19.7. Задние противотуманные фонари могут применяться
только в условиях недостаточной видимости. Запрещается
подключать задние противотуманные фонари к стоп-сигналам.
19.8. Опознавательный знак "Автопоезд"
должен быть включен при движении автопоезда, а в темное
время суток и в условиях недостаточной видимости,
кроме того, и на время его остановки или стоянки.
19.9. Проблесковый маячок оранжевого или желтого
цвета должен быть включен на транспортных средствах,
выполняющих строительные, ремонтные или уборочные
работы на дороге при погрузке и транспортировке поврежденных,
неисправных, а также иных транспортных средств в предусмотренных
законом случаях, а также на транспортных средствах
при перевозке тяжеловесных, крупногабаритных или опасных
грузов в случаях, предусмотренных правилами перевозки
этих грузов.
19.10. Звуковые сигналы могут применяться только:
для предупреждения других водителей о намерении произвести
обгон вне населенных пунктов;
в случаях, когда это необходимо для предотвращения
дорожно-транспортного происшествия.
19.11. Для предупреждения об обгоне вместо звукового
сигнала (или совместно с ним) может подаваться световой
сигнал, который представляет собой в светлое время
суток - периодическое кратковременное включение и
выключение света фар, а в темное время суток - многократное
переключение фар с ближнего на дальний свет.
20. Буксировка механических транспортных
средств
20.1. Буксировка на жесткой или гибкой сцепке должна
осуществляться только при наличии водителя за рулем
буксируемого транспортного средства, кроме случаев,
когда конструкция жесткой сцепки обеспечивает при
прямолинейном движении следование буксируемого транспортного
средства по траектории буксирующего.
20.2. При буксировке на гибкой или жесткой сцепке
запрещается перевозка людей в буксируемом автобусе,
троллейбусе и в кузове буксируемого грузового автомобиля,
а при буксировке путем частичной погрузки - нахождение
людей в кабине или кузове буксируемого транспортного
средства, а также в кузове буксирующего.
20.3. При буксировке на гибкой сцепке должно быть
обеспечено расстояние между буксирующим и буксируемым
транспортными средствами в пределах 4-6 м, а при буксировке
на жесткой сцепке не более 4 м.
Гибкое связующее звено должно быть обозначено в соответствии
с пунктом 9 Основных положений.
20.4. Буксировка запрещается:
транспортных средств, у которых не действует рулевое
управление (допускается буксировка методом частичной
погрузки);
двух и более транспортных средств;
транспортных средств с недействующей тормозной системой
<9>, если их фактическая масса более половины
фактической массы буксирующего транспортного средства.
При меньшей фактической массе буксировка таких транспортных
средств допускается только на жесткой сцепке или методом
частичной погрузки;
мотоциклам без бокового прицепа, а также таких мотоциклов;
в гололедицу на гибкой сцепке.
21. Учебная езда
21.1. Первоначальное обучение вождению транспортных
средст?