В семье у всех

Средний ребенок – кому в семье сложнее всех ~ Предназначение быть Женщиной ~ Ольга и Алексей Валяевы

Это глава из книги «Предназначение быть мамой»
Начало и продолжение этой статьи можно почитать здесь — 2часть и здесь — 1часть

Когда я слушала о том, что сложнее всего средним детям и со средними — я не верила в это. Думала, что это все ерунда, что для ребенка ничего не изменится. И правда. Родился Лукошка — и ничего не изменилось.

Конечно, многие читали о том, что ребенок слышит еще в утробе матери, он слышит, что происходит вокруг, но мало кто придает этому должное значение. Сначала это вызывает бурный восторг, мама с папой говорят с ребенком, признаются в любви, но в то же время они выясняют отношения между собой, с родителями, соседями, в транспорте, на работе, а потом и совсем забывают за повседневными событиями о том, что ребенок переживает вместе со взрослыми негативные проявления и эмоции. Малыш вас, дорогие родители, изучает еще до появления на свет, если ему что-то не нравится, он дает о себе знать. Реакция может быть самой неожиданной — от замирания (прислушивается, не толкается, замер — ему страшно) до агрессии (толкание, бурное движение означает: «Ничего не хочу слушать, замолчите, прекратите»).

Ваши отношения — залог правильного развития и здоровья вашего ребенка. Специалисты разных стран в области педагогики, психологии, детской психиатрии считают, что некоторые психические расстройства и задержка развития ребенка в большей или меньшей степени зависят от отношений в семье, в особенности между родителями, а также от степени желанности ребенка в данной семье.

И не занимайтесь самолечением!

Тем не менее, последние две причины не так значимы, как первая. Практически всегда кажется, что клопы кусают не всех, только потому, что часть людей их укусов не ощущает, не страдает от них и не обращает на них внимания.

Если второй ребенок появляется в семье, где первый уже ходит в начальную школу, то здесь психологическая защита может проявляться в виде воровства, обмана и лжи. Ребенок не знает, как еще обратить на себя внимание. «Сделаю плохое, неправильное, но тогда на меня обратят внимание: накажут, а зато потом пожалеют!» Следуя определению, что «ревность - это мучительное сомнение в чьей – то любви», можно предположить, что первый ребенок при появлении брата или сестры сомневается, а по-прежнему ли любят его родители, будут ли они о нем заботиться, уделять внимание столько же, как и раньше. И чтобы избавиться от этого сомнения, ребенок начинает борьбу со своим братом или сестрой, стараясь превзойти его или избавиться от него. Родители в подобной ситуации очень часто ведут себя неправильно, полагая, что старший ребенок просто капризничает, наказывают его, читают морали, утверждая, что он уже большой. На самом деле он просто недополучает внимания со стороны мамы и папы, которые полностью переключились на маленького. В таких ситуациях мамы еще чаще должны говорить старшему ребенку о своей любви, обнимать его, отмечать его достоинства и говорить, какой он уже большой и как замечательно помогает маме. Слишком частое напоминание старшему ребенку, что он уже взрослый может привести просто к непослушанию и появлению негативизма.

3. Разделять полномочия

Не стоит взваливать все на себя, иначе вскоре это начнут воспринимать как само собой разумеющееся. А любые попытки сложить полномочия, как приступ плохого настроения. Что-то можно поручить мужу, что-то старшему ребенку, а еще привлечь к помощи бабушку, а если надо – няню, работницу из клинингового агентства, курьеров из службы доставки и изготовителей полуфабрикатов. Это лучше, чем уставать и чувствовать себя несчастной жертвой ленивых домочадцев.

Ощутить на себе гнет культа еды можно двумя способами: родившись в такой семье, где царит культ еды или попав в нее. Последствия же очевидны:

  • Лишний вес и недовольство собой
  • Ощущение манипуляции: что вы не хозяин сами себе, а окружающие вольны распоряжаться вашим режимом дня и создавать вам искусственные потребности
  • Чувство вины: не съесть – значит, обидеть.

ЗАНЯТИЕ 20. «Причины развода»

Цель: выявить мотивы разводов, познакомить
с данными статистики о причинах разводов в
России за последние годы.

Разминка. Упражнение «Фраза по кругу»

Группа выбирает простую фразу. Например: «В
саду падали яблоки». Участники должны произнести
эту фразу с разными интонациями.

Рефлексия предыдущего занятия.

Основная часть

Мотивы разводов:

• несоответствие (несовместимость) характеров;

• нарушение супружеской верности;

• плохие отношения с родителями (вмешательство
родителей и других родственников);

• пьянство (алкоголизм);

• вступление в брак без любви или
легкомысленное вступление в брак;

• лишение свободы на длительный срок.

По данным статистики, в России в последние годы
основная масса разводов совершается до 40 лет.
Средний возраст мужчин — 28, женщин — 27 лет.
Достаточно опасен с точки зрения вероятности
развода период «молодых браков» (5–9 лет). В это
время в связи с рождением и воспитанием детей
бюджет супругов становится весьма напряженным,
ограничивается отдых, досуг, возрастают нервная
и физическая усталость. На первые 9 лет
совместной жизни приходятся 65 % распадающихся
браков.

«Средние браки» (10–19 лет). В целом происходит
стабилизация супружеских отношений. При
неблагоприятной динамике отношений между
супругами в результате ссор и конфликтов может
появиться чувство вражды, ненависти. Доля
разводов в этот период — 24%.

«Пожилые браки» (свыше 20 лет). К их особенностям
относится отделение детей, оттеснение прежней
зависимости по уходу и воспитанию детей на
второй и третий план. Наиболее распространенные
причины разводов в этот период — пьянство и
алкоголизм, измена или подозрение в измене.
Удельный вес разводов — 12%.

Задание участникам: опираясь на знания,
полученные на предыдущих занятиях (о периодах
жизни семьи и характеристиках этих периодов, о
совместимости супругов, факторах,
способствующих разводу и т.д.), объяснить, почему
такое количество разводов в различные периоды
жизни семьи?

Рефлексия.

ЗАНЯТИЕ 21. «Последствия развода»

Цель: определить последствия развода для
мужчин, женщин и детей.

Разминка. Упражнение «Отгадай вещь»

Один из участников загадывает вещь и
показывает ее остальным с помощью жестов, мимики,
телодвижений. Все отгадывают, затем загадывает
следующий по кругу.

Рефлексия предыдущего занятия.

Основная часть

Беседа. Раньше считалось, что женщина
переживает развод тяжелее мужчины, однако в 1980-е
годы психологи пришли к выводу, что мужчине
брачный союз даже нужнее, чем женщине. Его
неудовлетворенность одиночеством еще более
острая и длительная. Но самый сильный жизненный
удар получают при разводе родителей дети.

Задание участникам: разделиться на подгруппы —
«женщины», «мужчины», «дети». С точки зрения роли
спроектировать и оценить последствия развода.

Участники работают 15–20 минут, затем проводится
обсуждение, при котором ведущий старается
обратить внимание на следующие последствия
развода.

Женщины Мужчины Дети
1. Материальные трудности при
воспитании ребенка, содержании семьи.

2.
Трудности воспитания ребенка (детей) без
полноценного отцовского участия и влияния.

3. Ограниченные возможности создания новой
семьи (наличие ребенка или детей).

4. Трудности профессионального роста
(больничные по уходу за ребенком, ограниченный
рабочий день и т.д.)

1. Ограничение возможности общаться с
детьми.

2. Длительная эмоциональная
неудовлетворенность.

3. Хозяйственно-бытовые трудности (неумение
готовить, стирать, прибираться).

4. Сокращение бюджета (нерациональное
расходование средств, алименты и т.д.).

5. Перенос негативного состояния на возможный
повторный брак (недоверие, нежелание, страх
повторного разочарования)

1. 90% детей разводящихся родителей, узнав
о разводе, испытывают кратковременный шок с
ощущением боли и безотчетным страхом. Многие
дети считают себя виновными в разводе родителей.

2.
Недостаток внимания со стороны одинокой матери,
занятой своими проблемами.

3. Искаженное представление о мужском
поведении, эталонах мужественности.

4. Трудности построения взаимоотношений в своей
будущей семье.

5. Материальные трудности, ограниченные
возможности образования, развития интересов

2.
Трудности воспитания ребенка (детей) без
полноценного отцовского участия и влияния.

3. Ограниченные возможности создания новой
семьи (наличие ребенка или детей).

4. Трудности профессионального роста
(больничные по уходу за ребенком, ограниченный
рабочий день и т.д.)

2. Длительная эмоциональная
неудовлетворенность.

3. Хозяйственно-бытовые трудности (неумение
готовить, стирать, прибираться).

4. Сокращение бюджета (нерациональное
расходование средств, алименты и т.д.).

5. Перенос негативного состояния на возможный
повторный брак (недоверие, нежелание, страх
повторного разочарования)

2.
Недостаток внимания со стороны одинокой матери,
занятой своими проблемами.

3. Искаженное представление о мужском
поведении, эталонах мужественности.

4. Трудности построения взаимоотношений в своей
будущей семье.

5. Материальные трудности, ограниченные
возможности образования, развития интересов

Рефлексия.

Блок «ШКОЛА РОДИТЕЛЕЙ»

ЗАНЯТИЕ 22. «Рождение ребенка»

Цель: познакомить с изменениями в семье,
связанными с появлением и воспитанием ребенка.

Разминка. Упражнение «Изобрази животное»

Участники по очереди без слов и
звукоподражаний изображают какое-либо животное.
Остальные отгадывают.

Рефлексия предыдущего занятия.

Основная часть

Беседа. Одна из важнейших функций семьи —
продолжение рода, рождение и воспитание детей.
Однако родители часто бывают не готовы к
трудностям, связанным с развитием и воспитанием
ребенка вследствие своей некомпетентности.
Попробуем сегодня обсудить основные вопросы,
связанные с рождением и развитием ребенка.

Во-первых, оба родителя должны быть готовы к
появлению в их семье малыша. В их семье
произойдут достаточно серьезные изменения:

• перераспределение семейных ролей (освоение
роли отца и матери, муж обычно больше
ориентирован на все, что происходит вне семьи,
жена отвечает за все, происходящее в доме);

• переориентация профессиональных
потребностей (у женщины профессиональная
потребность отходит на второй план, уступая
место реализуемой потребности в материнстве; у
мужа актуализуется потребность в
профессиональном росте как факторе улучшения
материального положения);

• изменение взглядов на семейно-бытовые
обязанности (жена берет большую часть функций на
себя);

• уменьшение свободного времени, в особенности
проводимого супругами вместе (один из супругов
должен оставаться с ребенком).

Итак, появление ребенка в семье приводит к
значительным изменениям в семейных отношениях и
требует от супругов освения новых ролей — отца и
матери.

Рефлексия.

ЗАНЯТИЕ 23.
«Стили родительского поведения»

Цель: сформировать понятие о стилях
родительского поведения, достоинствах и
недостатках каждого.

Разминка. Упражнение «Отгадай слово»

Если окружающие начинают вас жалеть, узнав, что у вас второй мальчик, удивитесь и расскажите, почему хорошо иметь двух мальчишек. Добавьте, что вы с нетерпением ждете этого ребенка. Запаситесь жизненными историями знакомых, чьи сыновья очень близки и ласковы с мамами. Рассказывайте эти истории всем, кто думает, что мальчик хуже, чем девочка.

Семья – это радостный детский смех.

Семья – то, что в жизни нам дарит успех!

Вот и подошла к концу наша встреча. Собрались мы здесь не зря, мы узнали, как в жизни важна семья.

Всегда будьте вместе, любовь берегите,

Обиды и ссоры подальше гоните,

Хотим, чтоб про вас говорили друзья:

«Какая хорошая Ваша семья

Сегодня мы с вами увидели, что все семьи наших деток крепкие, дружные и любящие. Народная мудрость гласит: «Ребенок учится тому, что видит у себя в дому. Родители – пример ему!». Не забывайте об этом. Берегите свои семьи, заботьтесь друг о друге, помогайте своим близким! А дети будут брать с вас пример. И не забывайте о том, что детский сад, это тоже большая дружная семья и мы хотим, чтобы в ней царил мир, лад и взаимопонимание.

Наверх