» » Как влияет клиническая смерть

Как влияет клиническая смерть

Смерть клиническая и биологическая. Понятие о реанимации - Лекции - Каталог файлов

Смерть клиническая и биологическая. Понятие о реанимации

Клиническая смерть является предмет пристального интереса в первую очередь благодаря свидетельствам переживших это состояние людей об особенных переживаниях, связанных с этим «потусторонним» опытом. Но редко кто задаётся вопросом, как влияет пусть кратковременное, но всё же нахождение за гранью жизни на тех людей, которые смогли из этого состояния вернуться. И оказывается, что последствия клинической смерти могут быть как вполне реальными, так и не слишком правдоподобными.

Смерть нельзя рассматривать как противоположность жизни. Смерть — это не отсутствие жизни, а её окончание, завершение. Поэтому смерти противостоит не жизнь, а рождение. Это вполне естественный процесс перехода из живого состояния в неживое. Живое и неживое, выживание и не выживание — это две стороны единой окружающей нас природы. Нам на Земле известен только один вариант жизни — жизнь белковых макромолекул. С другими вариантами мы сталкиваемся только при чтении фантастической литературы, где можно встретить жизнь на основе кремний-органических соединений, энергетических полей и тому подобное. Попытки учёных, верящих в возможность однозначного отражения феномена реальности в каком-либо языке, определить принципиальные различия живого и неживого делаются уже достаточно давно. В XIX веке француз Танглю определял смерть как общее свойство всех живых. Один из основоположников танатологии М. Ф. К. Биша говорил, что жизнь — это совокупность явлений, противящихся смерти. Классики диалектического материализма подвергли эти представления критике за их метафизический подход к решению сложной проблемы и Ф. Энгельс в «Анти-Дюринге» написал: «Жизнь есть способ существования белковых тел, и этот способ существования заключается по своему существу в постоянном обновлении их химических составных частей путем питания и выделения.» и далее «Жить значит умирать». Но если сопоставить представления Энгельса и его оппонентов, которых он критиковал, то окажется, что принципиальных различий между ними не существует. Более того, все они подходили к трактовке жизни только с позиций единственной известной им белковой формы. Все они считали свой субъективный язык единственно возможным инструментом описания реальности.

Совершенно иной взгляд на смерть имел философ Артур Шопенгауэр, который создал теорию палингенезии, представляющую собой философскую альтернативу религиозной реинкарнации.

С другой стороны некоторые философии и религии рассматривают смерть не как противоположность рождению, а как неотъемлемую часть воскрешения. Это имеет отношение ко всем авраамическим религиям, к религии древнего Египта. Поэт конца XIX начала XX века Максимилиан Волошин в стихотворении Мятеж писал:

Чтобы не дать материи изникнуть,

В нее впился сплавляющий огонь.

Он тлеет в «я», и вещество не может

Его объять собой и задушить.

Ощущения нахождения вне тела также сейчас сообщают и люди, которые испытывают некоторые трудности со сном. К примеру, о сонном параличе, или же о чувстве парализованности, появляющемся, когда человек активно общается с внешним миром, сообщают около 40 процентов всех людей. Паралич также сопровождается яркими сказочными галлюцинациями, что приводит к развитию ощущения нахождения вне своего тела или парения над ним. Исследования 2005 года показали, что подобные ощущения могут быть вызваны искусственным образом путем стимуляции работы правой височно-теменной области мозга. Полагается, что таким образом путаница, возникшая в отношении восприятия сенсорной информации, может радикально изменить то, как человек ощущает себя в своем теле.

   Рассказ данного пациента можно было бы дополнить. Неважное состояние сердца привело к его остановке во время процедуры. Некоторое время спустя, после того, как он выздоровел, грудные боли все же остались; но они были следствием массажа грудной клетки и с его болезнью не имели ничего общего.

   При помощи коронарной катетеризации (процедуры для исследования сердечных сосудов) удалось обнаружить патологические изменения в коронарных артериях, явившиеся причиной его болезни. Поскольку коронарные артерии слишком малы, чтобы можно было устранить образовавшиеся в них препятствия, то кровеносные сосуды необходимо брать из ноги и пересаживать так, чтобы обвести пораженный участок артерии, который в этом случае иссекается. Для проведения одной из таких операций и была вызвана наша хирургическая группа.

   В мои обязанности кардиолога входят катетеризация, диагноз и лечение, но не хирургия. Однако на тот особенный случай в группу хирургов, состоящую из нескольких докторов и операционных техников, включили и меня. Общее содержание беседы за операционным столом и ранее, при катетеризации, носило примерно следующий характер.

«Неправда ли, интересно, — обратился к стоящим один из докторов, — этот пациент говорил, что пока его реанимировали, он побывал в аду! Однако меня это мало волнует. Если ад и в самом деле существует, то все-таки мне нечего опасаться. Я честный человек и постоянно пекусь о своей семье. Другие доктора погуливали от своих жен, я же никогда этого не делал. К тому же, я слежу за своими детьми и забочусь об их образовании. Так что, я не вижу повода расстраиваться. Если есть Небеса, то местечко там для меня приготовлено».

   Я был убежден в его неправоте, но тогда я не мог еще обосновать свои мысли ссылкой на Писание. Позднее я отыскал множество таких мест. Я был уверен, что за одно только хорошее поведение нельзя надеяться на то, чтобы попасть на Небеса.

   Беседу у стола продолжил другой доктор: «Я лично не верю, что после смерти может существовать еще какая-то жизнь. Скорее всего, больной просто навоображал себе этот ад, тогда как на самом деле ничего подобного и не было». Когда я спросил, какие у него имеются основания для таких утверждений, он сообщил, что «до поступления в медицинскую школу я три года проучился в Семинарии и оставил ее, потому что не смог поверить в загробную жизнь».

— Что же, по-вашему, происходит с человеком после смерти? — спросил я.

— После смерти человек становится удобрением для цветов, — был его ответ. Это не было шуткой с его стороны, и он до сих пор придерживается подобных убеждений. Стыдно признаться, но до недавней поры такого взгляда придерживался и я. Один из докторов, у которого возникло желайте уколоть меня, попытался своим вопросом позабавить других: «Роолингз, кто-то сказал мне, что Вы были крещены в Иордане. Правда ли это?»

   Я постарался уклониться от ответа, переменив тему. Вместо того, чтобы сказать что-то вроде: «Да, это был один из счастливейших дней в моей жизни», — я ушел от вопроса, так что можно было бы сказать; что я постеснялся. До сих пор я сожалею об этом, и часто мне приходит на память то место из Евангелия, где Иисус говорит, что если мы постыдимся Его перед люди века сего, то и Он также постыдится нас перед Своим Отцом на Небесах (см. Мф. 10:33). Надеюсь, что теперь моя приверженность Христу более ясна для окружающих.

   Этим примером я хочу заострить внимание на необходимости миссионерской деятельности у нас на родине. Вместо того, чтобы отправлять миссионеров за море, нам, возможно, стоило бы направлять их в палаты наших же госпиталей.

   Хотелось бы подчеркнуть, что в противоположность большинству опубликованных сообщений о жизни после смерти, не все посмертные ощущения радостны. — кроме рая существует также и ад! После того, как я сам наконец осознал всю реальность этого явления, я приступил к анализу материала, касающегося неприятных посмертных ощущений, — материала, который, по всей видимости, от других исследователей ускользал. Думаю, что происходило это по той причине, что такими исследователями зачастую являлись психиатры — то есть люди, лично не занимающиеся реанимацией больных. У них отсутствовала возможность находиться рядом с больным в тот момент, когда он переживал, это состояние. Неприятные впечатления испытывались пациентами у меня в кабинете во время реанимации по меньшей мере не реже, чем приятные. Права ли в таком случае Библия? Лично для меня этот вопрос однозначен, а каково Ваше мнение, читатель?

   Типичное внетелесное ощущение

   Следующее описание является общим, но оно может иметь некоторые разновидности.

Диагноз смерти мозга выставляется клинически. Он основывается на определенных предпосылках (установление причины и исключение обратимых причин) и клинических признаках. Такой диагноз требует подписи двух лицензированных врачей.

1.                Прекращение мозговой функции. Этот диагноз требует клинически очевидного состояния глубокой комы (3 балла по шкале ком Глазго). Больной не воспринимает болезненные стимулы и не реагирует на них. Истинная децеребрационная или декортицированная позы не являются подтверждением диагноза смерти мозга. В некоторых случаях предпочтительно выполнить один или несколько подтверждающих тестов.

2.                Прекращение функции мозгового ствола. Этот диагноз требует отсутствия стволовых рефлексов, включая зрачковые, корнеальные, мандибулярный, глоточные, кашлевой, глотательный, гримасный и зевательный, а также любых спонтанных или индуцируемых экстраокулярных движений на фоне апноэ, сохраняющегося, несмотря на адекватную стимуляцию дыхания (рСО2 > 60). Если стволовые рефлексы нельзя с уверенностью оценить клинически (как это бывает при тяжелой травме лица), рекомендуются подтверждающие тесты. При отсутствии подтверждающих тестов больного следует непрерывно наблюдать в отделении интенсивной терапии на протяжении 12 ч. При подозрении на аноксическое поражение рекомендовано 24-часовое наблюдение. Отсутствие мозгового кровообращения, подтвержденное церебральной ангиографией, является единственным показателем прекращения мозговой деятельности, который не требует дополнительного клинического наблюдения и лабораторной оценки для подтверждения диагноза смерти мозга.

3. Когда можно объявить, что мозг больного мертв?

На основании данных кратких обзоров, проведенных Питтсом (Pitts, 1984) и Уидждиксом (Wijdicks, 2001), а также Согласованного заявления Американской академии неврологии (1995) были суммированы нынешние критерии смерти мозга. Они изложены в следующем виде:

1. Должна быть известна причина мозговой патологии. Причину мозговой патологии можно установить клинически при помощи тщательного сбора анамнеза и физикального исследования. Помогают этому лабораторные исследования, например: анализы крови, свертываемости, определение содержания электролитов, газов крови, токсических веществ в сыворотке и моче, исследование цереброспинальной жидкости. Однако в основном для убедительного доказательства необратимого повреждения мозга выполняются диагностические визуализирующие исследования. Для подтверждения причины мозговой патологии осуществляются КТ, МРТ и в некоторых случаях церебральная ангиография.

2.                Необходимо исключить метаболическое и токсическое угнетение деятельности ДПС. Обратимые причины очевидной смерти мозга должны быть исключены и отражены в истории болезни. К ним относятся такие фармакологические агенты, как барбитураты, бензодиазепины и блокаторы нервно-мышечной передачи; эндогенные метаболические расстройства, например тяжелая печеночная энцефалопатия, гиперосмолярная кома, гипонатриемия и уремия; тяжелая системная гипотензия с сопутствующим снижением мозгового кровотока; гипотермия. Исчезновение терморегуляции часто связано со смертью мозга. До выставления диагноза смерти мозга необходимо восстановить нормотермию (> 32 °С).

Нейрохирург Эбен Александр написал книгу с подробным описанием своего личного опыта предсмертного состояния, когда он находился в коме из-за менингита. Собственный предсмертный опыт Александра продолжался неделю, в течение которой кора его головного мозга, отвечающая за мысли и эмоции, прекратила функционировать. В это время нейрохирург пережил путешествие в загробный мир. Доктор Оливер Сакс, профессор неврологии предложил очень простое объяснение — галюцинирование произошло фактически за 20-30 секунд, в течение которых он выходил из комы,

8. Галлюцинации

Галлюцинации и обычное восприятие окружающей реальности используют одни и те же участки мозга.

Одним из сложнейших этапов классификации смерти является установление причины её наступления. Независимо от категории, рода и вида смерти, причины её наступления делятся на основную, промежуточную и непосредственную. В настоящее время в медицине не разрешается использовать термин «смерть от старости» — всегда нужно устанавливать более конкретную причину смерти. Основной причиной смерти считается нозологическая единица в соответствии с Международной классификации болезней: повреждение или заболевание, которое само стало причиной смерти или вызвало развитие патологического процесса (осложнения), приведшего к смерти[6].

Все основные религии имеют учение, описывающее, что происходит с человеком после смерти. Поскольку большинство религий утверждает существование нематериальной души, они, в основном, полагают смерть человека лишь гибелью тела и описывают различные варианты дальнейшего существования личности в виде духа или последующего возрождения в новом теле, либо вечного, либо заканчивающегося достижением нирваны (в буддизме) или жизни вечной (в христианстве).

  • Реинкарнация в буддизме, индуизме и других религиях предполагает, что нематериальная душа человека после смерти воплощается в новом теле. При этом допускается, что прожитая ранее жизнь может повлиять на выбор последующего тела. «Как человек, снимая старые одежды, надевает новые, так и душа входит в новые материальные тела, оставляя старые и бесполезные» (Бхагавадгита, II.22). При этом в буддизме существует Анатмавада — доктрина, согласно которой буддизм отрицает существование души[7], указывая на её условность.
  • В христианстве смерть — это следствие грехопадения человека. Согласно поучениям христианских святых смерть бывает телесной (прекращение жизнедеятельности тела) и душевной (нечувствие души при живом теле). Кроме того, для бессмертной души смерть — это ещё и граница между земной жизнью и небесной. Поэтому многие христианские мученики принимали свою смерть с радостью — для них день смерти на земле становился днем рождения на небесах. В Откровении апостола Иоанна Богослова написано, что смерть прекратится после Страшного Суда, в грядущем Царстве Бога: «Отрёт Бог всякую слезу с очей их, и смерти не будет уже; ни плача, ни вопля, ни болезни уже не будет»  (Отк. 21:4).
  • Синтоизм предполагает, что дух человека продолжает существование после смерти, хотя вовсе не обязательно реинкарнируется. Духи умерших, по представлениям этой религии, могут оказывать помощь живым родственникам, и часто являются объектом поклонения.
  • В исламе после смерти человек попадает в барзах (от араб. — перешеек) — состояние, где он пребывает в могиле до Судного Дня, после которого будет воскрешен во плоти, и будет спрошен о своих деяниях, после чего определён либо в ад, либо в рай.

Во многих религиях описываются случаи чудесного воскрешения после смерти.

В Библии описано девять случаев воскресения после смерти:

  1. Воскрешение отрока Ильёй. (3 Цар. 17:21—22)
  2. Воскрешение ребёнка Елисеем. (4 Цар. 7:32—35)
  3. Воскрешение человека от прикосновения к костям Елисея. (4 Цар. 13:20—21)
  4. Воскрешение дочери Иаира Иисусом. (Марка. 5:22—42)
  5. Воскрешение Иисусом сына вдовы у ворот Наина. (Лк. 7:12—16)
  6. Воскрешение Лазаря Иисусом. (Иоан. 11:1—44)
  7. Воскресение Иисуса Христа
  8. Воскрешение Тавифы Петром. (Деян. 9:36—41)
  9. Воскрешение Евтиха Павлом. (Деян. 20:9—12)


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В заключение приведу слова доктора философии
Раймонда Моуди: "я не стремлюсь «доказать» что
есть жизнь после смерти. И я, вообще, не думаю, что
такое «доказательство», действительно,
возможно."

[1] Атарактическое отравление -
отравление транквилизаторами (их
наз.АТАРАКТИКИ), которые обеспечивают защиту
мозга от гипоксии - поэтому отравление может быть
настолько глубоким, что мозг можно посчитать
ареактивным.

[2] ГОМК(гамма-оксимасляная
кислота) -подобные - вещества, вызывающие
физиологический сон (с подавлением ЭЭГ
активности). Например - оксибутират Na - при
передозировке и самопроизвольном
выходе (в организме есть ферментная цепочка,
утилизирующая ГОМК) больной проходит через
"выключение-включение" мозга - подтверждено
электроэнцефалограммой.

[3] p - статистическое отклонение
вероятности события от единицы. В медицине
данные считаются достоверными, если они
отклоняются не более, чем на 0.05.

Более подробно об использовании
математической статистики в медицине

В медицине (вторая по точности после математики)
приняты довольно лояльные критерии переноса
данных с выборочной совокупности на генеральную.
Один из таких критериев - своеобразный
коэффициент достоверности приводимых данных: p,
принято, что он должен быть меньше 0.05 - т.е. он не
рассчитывается, а установлен, как показатель
того, что приводимые данные достоверны и могут
экстраполироваться на всю генеральную
совокупность. Иногда (например, при оценке
лабораторных данных), требования ужесточаются - p
< 0.001. Если в медицинской литературе приводятся
любые цифровые данные (таблицы, диапазоны и т.д.) и
не указан p, то это просто описание опыта
конкретного исследователя, дается в
информационных целях и не может быть перенесено
на генеральную совокупность. Берется несколько
таких описаний, если видна система, дальше
делается так (собственно медицинская
статистика):

  • Делаем выборку : 5%, 5.17%, 2.00%, 35%, 17.33% и т.д. (тут часть
    данных, скорее всего, достоверны, а часть -нет)
  • Считаем М - среднее арифметическое выборки: M = Xi / n = 5.20
  • Потом считаем выборочную дисперсию - степень
    рассеяния элементов вокруг среднего значения: D = (Xi-M)2 / (n-1)
  • Берем из D квадратный корень и получаем среднее
    квадратическое отклонение (стандартное
    отклонение) S =
  • Т.к. S имеет ту же размерность, что и элементы
    исходного массива (%, мм.рт.ст, кг и т.д.), а часто
    нужно сравнивать разнородные величины,
    характеризующие один и тот же процесс, введем коэффициент
    изменчивости
    С, равный квадратному
    отклонению, выраженному в процентах от среднего
    значения: C=S/M * 100
  • Если мы разделим его на 2, получим p - так
    называемыйпредел допустимых отклонений
    (указывается со знаком "меньше", читается: p
    меньше 0.05).
  • И, вот, взяв за основу данные статистики
    программы Collaborative Study (это корректно, т.к. это
    наибольшая известная выборка - всего посчитано
    более 14 000 случаев) - 5.17% нормальных исходов и
    установив допустимые вариации меньше 0.05 - это
    стандартно для медицины, я получил среднее
    отклонение 0.80% и смог установить, в каких
    пределах будут лежать данные, не противоречащие
    выводам Collaborative Study - 4.37% -5.97%. И, естественно, когда
    пишут "30% людей, перенесших клиническую смерть,
    вспомнили....", это значит, что в группу попала
    куча людей, у которых клинической смерти не было.

Да, обратите внимание на любые цифровые данные
в любых научных медицинских журналах -
если p указано, и оно меньше 0.1 - это
статистика-сырец, и кто-то просто спешил
напечатать статью, если p<0.05 - эти данные можно
переносить на другие сходные группы. Если p не
указано, а данные интересные, их просто нужно
принять к сведению, но на них нельзя ссылаться.

Смотрите подробности в статьях
Наталья Бехтерева:   Мозг - самый загадочный
объект во Вселенной
Замороженная извилина

1    оглавление 
 3  
 4  
 5 
 
 6 

Наверх