» » Как называется мое психологическое состояние

Как называется мое психологическое состояние

Глава 3. Психические состояния, Часть I. Основы общей психологии. Клиническая психология. Карвасарский Б. Д. Страница 10. Читать онлайн


В современной психологии много внимания уделяется проблеме психических состояний. Психическое состояние - конкретная структурная организация всех имеющихся у человека психических компонентов, обусловленная данной ситуацией и предвидением результатов действий, их оценкой с позиций личностных ориентаций и установок, целей и мотивов всей деятельности (Сосновикова). Психические состояния многомерны, они выступают и как система организации психических процессов, всей деятельности человека в каждый конкретный момент времени, и как отношения человека. В них всегда представлена оценка ситуации и потребности человека. Существует представление о состояниях как о фоне, на котором протекает психическая и практическая деятельность человека.

Психические состояния могут быть эндогенными и реактивными, или психогенными (Мясищев). В возникновении эндогенных состояний главную роль играют факторы организма. Отношения не играют роли. Психогенные состояния возникают по поводу обстоятельств, имеющих важное значение, связанных со значимыми отношениями: неудачей, потерей репутации, крахом, катастрофой, потерей дорогого лица. Психические состояния имеют сложный состав. Они включают в себя временные параметры (длительность), эмоциональные, активационные, тонические, тензионные составляющие.

С точки зрения временной организации можно выделить мимолетные (неустойчивые), длительные и хронические состояния. К числу последних можно отнести, например, состояние хронического утомления, хронического стресса, который чаще всего связан с влиянием повседневных стрессов.

Тонус является важнейшей структурной характеристикой состояния, многие авторы считают даже, что различия между психическими состояниями обусловлены именно различиями тонической составляющей. Тонус определяется уровнем функционирования нервной системы, в первую очередь, ретикулярной формации, а также активностью гормональных систем. В зависимости от этого выстраивается определенный континуум психических состояний:

Коматозное состояние -> наркоз -> гипноз -> быстрый сон -> медленный сон -> пассивное бодрствование -> активное бодрствование -> психоэмоциональное напряжение -> психоэмоциональная напряженность -> психоэмоциональный стресс -> фрустрация -> аффект.

Остановимся кратко на характеристике некоторых из этих состояний. Состояние активного бодрствования (I степень нервно-психического напряжения по Немчину) характеризуется выполнением произвольных действий, не имеющих эмоционального значения, на фоне низкого уровня мотивации. По сути дела это - состояние покоя, невключенности в сложную деятельность для достижения цели. При исследовании испытуемых, находящихся в данном состоянии, их характеристики не отличаются от обычных фоновых показателей соматических систем и психической сферы.

1)постижения себя как цельной реальности,
благодаря которому человек соотносится с природой и
космосом;

2)причастности к мистическим,
таинственным аспектам жизни, предельно близким к Богу или к
глубинам бытия;

3)веры человека в уникальность своей
судьбы или причастности к великим историческим целям. Космическое
одиночество присутствует там, где есть хотя бы один из этих
аспектов; другие выражения космического одиночества могут
заключать в себе два или даже три указанных аспекта.

Культурное измерение одиночества

Социальные науки едва коснулись темы культурного
одиночества, но в произведениях художественной литературы оно
блестяще описано. Яркий тому пример - «Степной волк» Германа
Гессе (1929г.) Человек, изображенный в романе, символизирует
дилемму многих, кто оказался между двумя культурами - старой и
новой. Его одиночество становится невыносимым, потому что он
терпит неудачу в поисках пристанища в ком-то другом. Это не то
одиночество, которое можно излечить любовью или дружбой, оно
требует отношений другого рода. Культурное одиночество
проявляется также в малых группах, когда люди ощущают, что их
связь с собственным культурным наследием порвана или что
общепринятая культура неприемлема для их внутреннего мира. Данный
тип одиночества существует в обществах, где происходят бурные
социальные изменения.

Социальное измерение одиночества

При изучении социального измерения одиночества понятие
«социальное» в первую очередь применимо к особым группам в
обществе, а не к самому обществу в целом. Данный вид одиночества
широко известен. Особенно острые его формы обозначены такими
понятиями социальной изоляции, как изгнание, остракизм, неприятие
и с недавнего времени отставка. Подразумеваются также более
тонкие формы социальной изоляции, включая случаи, когда
социальная исключенность лишает людей членства в группах, которые
они считают очень важным и желательным для себя. В другом случае
этот тип одиночества может возникнуть, когда человек чувствует
свое неприятие группой. В примерах космического и культурного
одиночества индивид ощущает, что потеряна связь, сопричастность;
в социальном измерении одиночества человек очень остро чувствует,
что его оттолкнули, покинули, исключили, отослали, не допустили
или же не оценили. Сам себе он видится изгнанником, посторонним,
одиночкой, лишним человеком. Этот вид одиночества чаще всего
появляется, когда роли индивидов не учтены; например, когда
человек уволен, забаллотирован, исключен из команды, не принят в
колледж, клуб или на работу в понравившуюся ему фирму; или когда
человека избегают, потому что его поведение, класс, к которому он
принадлежит, или цвет кожи признаны социально
нежелательными.

Одиночество и самооценка

Характерной особенностью человека является желание понять
самого себя и дать осмысленное объяснение своему опыту.
Самооценка - процесс самопознания и критического самосознания -
выступает важным компонентом в опыте одиночества.

Когнитивная оценка: осознание и определение
одиночества

Зачастую мы затрудняемся дать точное определение
субъективным переживаниям (Gordon, 1981; Pennebaker, 1980),
установить, действительно ли человек одинок, или отличить
одиночество от других психологических состояний. Определение
собственного одиночества - результат длительного когнитивного
процесса, в ходе которого мы осознаем или наделяем смыслом наши
уникальные личные переживания и обобщаем их в целостную категорию
или концепцию.

Самодиагноз одиночества

К выводу «Я одинок» люди обычно приходят с помощью
аффективных (эмоциональных), поведенческих (бихевиористских) и
когнитивных доказательств. Аффективные признаки одиночества
нередко бывают размытыми. Одиночество - это тяжелое эмоциональное
переживание: глубоко одинокие люди очень несчастны. Однако одних
лишь аффективных переживаний явно недостаточно для определения
такого неприятного чувства, как одиночество. Не существует
какого-либо уникального набора эмоций, ассоциируемого с
одиночеством. Рубинстайн и Шейвер, например, выявили четыре
различные группы эмоций, связанные с одиночеством. Хотя
переживание негативных эмоций и наталкивает людей на мысль о том,
что «что-то не в порядке» в их жизни, оно не приводит
непосредственно к самодиагнозу именно одиночества, а не
какого-либо другого состояния - депрессии, переутомления или
физического недомогания.

Бихевиористские доказательства подобно аффективным
способствуют самодиагнозу одиночества, хотя, по всей вероятности,
не исчерпывают такого диагноза. Люди, как правило, используют
целый ряд поведенческих характеристик для идентификации
одиночества, включая низкий уровень социальных контактов,
прекращение (разрыв) установившихся связей, или же
неудовлетворительные образцы социального взаимодействия. Однако
уединение не обязательно связано с одиночеством; люди могут быть
счастливы в затворничестве. Если же человек чувствует себя
несчастным оттого, что он все время оказывается один, то в этом
случае наиболее вероятным диагнозом может быть
одиночество.

Вряд ли люди будут считать себя одинокими, если у них нет
когнитивных объяснений этого состояния. Когнитивные индикаторы
одиночества, очевидно, выводятся из представления об определенном
типе социальных отношений, недостающих в настоящий момент.
Общественное сознание отражает потребность в как можно более
частом и более тесном взаимодействии человека и общества, а также
представление о том, что совершенствование социальных отношений
способно облегчить страдания отдельного человека.

Люди определяют состояние одиночества в зависимости от
целого комплекса чувств, поступков и мыслей - а не по
одной-единственной доминирующей характеристике.

Модель одиночества как когнитивного диссонанса

Модели когнитивного диссонанса выделяют значение
мыслительных процессов в переживании одиночества. Когнитивные
модели, не отрицая наличия аффективных и поведенческих
составляющих в опыте одиночества, акцентируют внимание на
субъективных его восприятиях и стереотипах. Модели когнитивного
диссонанса определяют одиночество как реакцию на восприятие того
факта, что социальные связи индивида не соизмеряются с
определенным внутренним стандартом( Jong-Girveld de, 1978;
Derlega & Margulis, 1982; Lopata, 1969; Perlman & Peplau,
1981). На одиночество влияют не только действительные социальные
связи индивида, но также и образец, или стандарт, социальных
отношений, к которому индивид стремится. Таким образом, модель
диссонанса рассматривает одиночество с точки зрения «интроверта»,
выделяя способы восприятия и оценки одинокой личностью своей
социальной жизни, а не способы ее оценки внешними наблюдателями.
И хотя два человека могут иметь «объективно» сходные образцы
социальных отношений, вполне возможно, что один из них чувствует
себя одиноким, а другой - вполне удовлетворенным. Чувство
одиночества усиливается или ослабевает в зависимости от изменений
в субъективных стандартах личности, касающихся ее
взаимоотношений.

Субъективные стандарты взаимоотношений формируются двумя
способами. Во-первых, прошлый опыт приводит нас к представлениям
о таких социальных взаимодействиях, которые доставляют нам
чувство удовлетворения и счастья, точно так же, как и таких,
которые этих чувств не вызывают. Мы познаем свои социальные
потребности и способы их достижения.

Мы сравниваем наши социальные отношения с этим общим
стандартом, или «уровнем сравнения», и чувствуем себя
несчастными, если наша настоящая социальная жизнь стала хуже, чем
она была раньше.

Во-вторых, сравнение социальных взаимоотношений часто
влияет на наши самооценки. Мы оцениваем наши межличностные
взаимоотношения, сравнивая их с аналогичными взаимоотношениями у
других людей.

Личные стандарты социальных взаимоотношений не являются
твердо установленными и изменяются со временем. Эти изменения
обусловлены множеством факторов. Во-первых, это могут быть
связанные с возрастом изменения потребности личности в социальных
взаимоотношениях. Г. Шихи отмечал, что многие люди, чья
профессиональная карьера складывалась удачно, в «середине жизни
могут расслабиться… и позволить себе завести дружеские и
приятельские связи»( Sheehy, 1976). Во-вторых, такой опыт, как
психотерапия, или общение в группах с повышенным самосознанием,
приводит индивида к переоценке качества своих социальных
взаимоотношений и постановке новых целей, которых он хочет
достичь в своих личных взаимоотношениях. В-третьих, и процессы
адаптации способствуют воздействию имеющегося у личности образца
социальных взаимоотношений. Человек, чья социальная жизнь
предельно содержательна и чрезвычайно плодотворна, будет ожидать
от взаимоотношений высокого уровня удовлетворения. С другой
стороны, как полагает Вейс, если индивиды испытывают одиночество
в течение долгого времени, они могут «изменить собственные
стандарты восприятия своего положения и своих чувств, а именно:
эти стандарты могут резко меняться, чтобы наиболее полно
соответствовать мрачной действительности» (Weiss, 1973). Это лишь
немногие факторы, которые влияют на изменения в личных стандартах
социальных отношений.

    Ричард Бах, в «Иллюзиях» писал, что «...ни одно желание не дается нам без возможностей для его осуществления...». Достаточно просто понять это утверждение, что бы получить доступ к неиссякаемому источнику силы. Любое желание, само по себе, уже имеет способность к самореализации, и от вас требуется, всего навсего, не мешать этой самореализации. Любое неверие является препятствием на пути его исполнения, и напротив. Уважение к себе, простое разрешение себе на получение желанного не в силу каких - то логических причин, а просто потому, что «я этого хочу», является, уже само по себе, причиной того, что вы действительно это получите. Неважно, что именно вы хотите - найти любовь, изменить внешность, омолодиться, получить деньги, избавиться от болезни или улучшить жилищные условия. Любое, самое невероятное желание доступно к исполнению. По настоящему важно только ваше отношение к этому желанию. Тут действует очень важный жизненный принцип «кто кого». Если вы относитесь к своему желанию как к несбыточному, нереальному для вас, то этим вы оскорбляете Высшее, пославшее вам это желание. В этом случае, вы подлежите наказанию, и само желание реализует это наказание, забирая из вас жизненную силу. Оно, выражаясь образно, «делает вас».

   Я очень хочу, что бы у вас все было наоборот, что бы не желание «делало вас», а вы «делали желание». Сумев изменить отношения между вами, и вашими желаниями, поняв, что только сам факт их существования уже является наградой для вас, вы сможете почувствовать в себе коренные изменения. Вы перестанете мучиться и изводить себя душевными терзаниями. Ваши желания, одним своим существованием начнут служить вам. Если раньше они забирали от вас силы и здоровье, то теперь они будут укреплять вас, представляя собой неиссякаемый источник энергии, служащий для укрепления вашей жизненности.

   Не отказывайтесь от своих желаний, не гоните их прочь. Дайте им полноценное право на существование в вашей жизни, проявите к ним любовь и уважение, усильте их собственной волей, и этим, вы приблизите их реализацию. Не обращайте внимания на тех, кто говорит вам, что вы никогда не получите то, что хотели. Тот, кто говорит такое, не является вашим другом, и уже, заранее, завидует вам.

   Говорят, что друзья проявляются в беде. Это, конечно, правильно, но так же правильно и  то, как друзья проявляются в отношении к вашим желаниям. И только тот может являться настоящим, искренним другом, кто верит в вас, и в ваше право на обретение желаемого.

Кроме того, такое психическое состояние, как тревога, может сопровождать многие соматические заболевания. Прежде всего, сюда можно отнести любые эндокринные нарушения, в том числе и гормональный сбой у женщин при климаксе. Внезапное чувство тревоги иногда становится предвестником инфаркта, а также может свидетельствовать о падении уровня сахара в крови. Психические заболевания также очень часто сопровождаются тревожностью. В частности, тревога является одним из симптомов шизофрении, различных неврозов, алкоголизма и т.д.

Виды

Среди существующих типов тревожного расстройства чаще всего в медицинской практике встречается адаптативное и генерализованное тревожное расстройство. В первом случае человек испытывает неконтролируемую тревогу в сочетании с иными негативными эмоциями при приспосабливании к какой-либо стрессовой ситуации. При генерализованном тревожном расстройстве чувство тревоги сохраняется перманентно и может направляться на самые различные объекты.

При маниакальной фазе заболевания существует пять стадий.

1. Гипоманиакальная проявляется повышенным настроением, повторяющимися периодами физической бодрости. При этом речь у человека быстрая, часто прерывистая, темы разговора быстро меняются, внимание рассеивается.

2. При стадии выраженной мании происходит нарастание симптомов биполярного расстройства. Больные смеются все громче, речь все более и более бессвязная, внимание отсутствует. Проявляется мания величия. Человек думает, что может «свернуть горы», высказываются невыполнимые идеи, уменьшается продолжительность сна.

3. Во время стадии маниакального неистовства симптомы болезни достигают своего максимального уровня: поведение становится неуправляемым, хаотичность движений тела  повышается, речь бессвязная, состоящая из обрывков фраз или слов.

4. Четвертая стадия – стадия успокоения движения при сохранении эйфорического настроения.

Среди факторов, детерминирующих развитие и возникновение состояний, выделяют пять групп явлений, определяющих их возникновение и развитие:
• мотивация - то, ради чего выполняется деятельность. Чем интенсивнее, значимее мотивы, тем выше уровень функционального состояния. От направленности и интенсивности мотивов зависит качественное своеобразие функционального состояния, на котором будет реализовываться конкретная деятельность;
• содержание труда, характер задания, степень сложности предъявляют требования к формированию определенного функционального состояния, определяют уровень активации;
• величина сенсорной нагрузки. К сенсорной нагрузке относят не только факторы, непосредственно связанные с деятельностью, но и окружающую обстановку. Она может изменяться от сенсорного пресыщения до сенсорной депривации;
• исходный фоновый уровень, т. е. след от предшествующей деятельности;
• индивидуальные особенности субъекта, такие как сила, уравновешенность, лабильность нервных процессов. Определяют специфику и развитие функциональных состояний. В частности, монотонная работа по-разному влияет на лиц с разной силой нервной системы.

Регуляция и саморегуляции психических и функциональных состояний. Диагностика психических и функциональных состояний. Обеспечение оптимальной работоспособности.

В основу разработанной нами программы (см. Зоткин Н.В. Обеспечение оптимальной работоспособности как способ повышения психического благополучия личности // Психология здоровья: психологическое благополучие личности: Материалы межвузовской научно-практической конференции. М.: Изд-во УРАО, 2005. С. 81-84.) легли выделенные С.А. Шапкиным и Л.Г. Дикой феномены деятельности, функционального состояния и личности субъекта, которые могут выступать как структурные компоненты адаптации и психического благополучия личности. Первый, активационный компонент, связан с органическими и функциональными затратами; основу второго, когнитивного компонента, составляют перестройки в когнитивных системах деятельности; третий, эмоциональный компонент, определяется динамикой эмоциональных переживаний; четвертый составляют мотивационно-волевые процессы, которые обеспечивают координацию всех остальных компонентов.

— Еще какие бывают навязываемые модели поведения, которые являются симптомами психических болезней?

— Скажем, когда взрослые люди рекламируют какие-то новые сорта продуктов, облизываясь и сладострастно закатывая глаза, они имитируют поведение душевнобольных. Взрослые люди, которые с таким сладострастием относятся к еде, что готовы обо всем на свете забыть, если им хочется достать что-то вкусное, и у которых еда становится сверхидеей, так что они уже не могут ни о чем ни думать, ни говорить, называются шизоидными инфантилами. А бесстыдство, которое многие люди, особенно молодые, считают проявлением здоровой раскованности, свойственно не только пациентам с шизофренией, но еще и больным, которые страдают истерическими заболеваниями, например, истерическим психозом.
— А то, что многие женщины летом ходят в полуголом виде, является симптомом какой-нибудь болезни?

1) Профессиональная заинтересованность - является важнейшим фактором профессиональной пригодности: осознание значимости профессиональной деятельности; стремление больше узнать о ней и активно действовать в её области; концентрация внимания на круге объектов, связанных с данной областью. 2) Творческое вдохновение - свойственного учёным, писателям, художникам, актёрам, музыкантам. Выражается в творческом подъёме; обострении восприятия; повышении способности воспроизведения ранее запечатлённого; возрастании мощи воображения; проявлении обилия мыслей и лёгкости нахождения существенного; большой работоспособности, к психическому состоянию радости творчества и нечувствительности к усталости. 3) Решительность - психическое состояние готовности быстро принять решение. Условиями решительности является широта мышления, проницательность, мужество, большой жизненный и профессиональный опыт, знания, планомерность работы. Типичные положительные психические состояния человека


Тревога не так уж опасна, если речь идет не о постоянном плохом настроении, навязчивом, мучительном чувстве или бессоннице. Для большинства беременных женщин тревожность — это временное состояние, которое они могут преодолеть самостоятельно или с помощью своих близких.


Если же вы наблюдаете у себя постоянное угнетенное настроение, которое к тому же сопровождается бессонницей, потерей или снижением аппетита, физической слабостью, тоской, апатией, чувством безысходности — то это уже признаки депрессии. Депрессия не безобидное состояние — это болезнь. Длительная депрессия обязательно нуждается в лечении. У женщин появление депрессивных состояний может быть связано с гормональной перестройкой организма. Этим и обусловливаются эмоциональные изменения, т.е. изменения настроения и чувств. 

Заключение

Психологические состояния — важнейший компонент психики человека. Относительно простые психологические состояния лежат в основе всего многообразия психических как в норме, так и в патологии. Именно они — простые психологические и сложные психические состояния — являются предметом непосредственного исследования в психологии и объектом педагогических, медицинских и иных управляющих воздействий.

По своему происхождению психологические состояния являются психическими процессами во времени. Состояния, как образования более высокого уровня, управляют процессами нижерасположенных уровней. Основными механизмами саморегуляции психики являются эмоции, воля, эмоциональные и волевые функции. Непосредственным механизмом регуляции являются все формы внимания — как процесса, состояния и свойства личности.

Необходимо уменьшать отрицательное влияние неблагоприятных состояний на деятельность человека и стремиться к тому , чтобы эмоциональное состояние человека было положительно окрашенным.

Список литературы

1. Ильин Е. П. Психофизиология состояний человека. — СПб.: Питер, 2005. — 412 с: ил

2. Карвасарский Б. Д. и др. Клиническая психология: Учебник для вузов:— Питер, 2004. — 960 с:

3. Щербатых Ю.В. Общая психология. Учебное пособие. – СПб.: Питер, 2009

4. Общая психология: Учебник / Под ред. Тугушева Р. X. и Гарбера Е. И. — М.: Изд-во Эксмо, 2006. — 560 с.

5. Гарбер Е. И. 17 уроков психологии. М., 1995.

6. Пряжников Н.С., Пряжникова Е.Ю. Психология труда и человеческого достоинства. – М.,2001.

7. Психология состояний. Хрестоматия. Под ред. А.О. Прохорова. 2004.

Наверх