» » Биография яна жижка

Биография яна жижка

Ян Жижка умер 11 октября 1424

Чем же, какими поступками заслужил Ян Гус такого противоречивого отношения к себе? Какие крамольные идеи привели его на костер? За что сожгли Яна Гуса?

На эти вопросы можно найти ответ лишь тогда, когда постараешься узнать как жил этот человек, во что верил, что проповедовал. Жизненный путь, который прошел Ян Гус, был непростым, но ярким и интересным. В его биографии очень много белых пятен, но всё же … - постараемся выяснить, почему же всё-таки жизнь Яна Гуса прервалась на судном костре.

Нам, к сожалению, даже точно неизвестно, когда родился Ян Гус. Предположительно – между 1369 и 1371 годами. Его родители были простыми крестьянами. По сведениям, почерпнутым из разрозненных, отрывочных источников, известно, что отца звали Михаил, а мать (имя неизвестно) славилась своей набожностью и богобоязненностью. Также известно, что местом рождения Яна Гуса было небольшое селение под названием Гусинец. Кстати, на карте современной Чехии имеются два старинных селения с таким названием: одно – недалеко от Праги, другое – возле городка Прахатице. И они до сих пор оспаривают друг и друга почетное право называться родиной Яна Гуса.

Немного повзрослев, юный Ян отправляется в Прагу. Столица манила его знаниями. Он сумел-таки поступить на учебу в знаменитый Пражский университет. Голод, нищенское существование не казались ему преградой на пути обучения. Он пел в церковном хоре, прислуживал в многочисленных церквушках и храмах. Заработанных средств едва-едва хватало на то, чтобы не умереть с голоду. Может ли современным студентам прийти в голову лепить из мякиша хлеба ложечки, чтобы есть ими гороховую похлебку? Ян Гус вспоминал, что это помогало ему растянуть удовольствие от еды, подольше наслаждаться вкусом хлеба.

Ежегодно 6 июля в Чехии и Словакии повсеместно зажигают костры в память о Яне Гусе.

После образования в 1420 году военного лагеря гуситов — Табора (ныне город в Чехии в 75 километрах от Праги) Ян Жижка стал одним из четырех гетманов гуситов, а фактически их главным полководцем. Другие три гетмана не оспаривали его фактическую власть в армии и добровольно подчинялись ему.

В том же году войско гуситов одержало свою первую значительную победу при обороне Витковой Горы (ныне Жижковой Горы), когда решался исход битвы за чешскую столицу, город Прагу. Её восставшие жители осадили в Пражской крепости королевский гарнизон. Узнав об этом, табориты поспешили им на помощь. К Праге спешил и император Священной Римской империи Сигизмунд I, возглавивший Первый крестовый поход на гуситскую Чехию, против противников власти католической церкви. Этот поход, как и все последующие (а их было всего пять) осуществлялся с благословения римского папы.

В армию императора вошли со своими отрядами бранденбургский, пфальцский, трирский, кёльнский и майнский курфюрсты, итальянские наёмники, а также австрийский и баварский герцоги. Крестоносцы наносили удар по Чехии с двух сторон — с северо-востока и с юга.

Ян Жижка во главе армии таборитов подошёл к Праге намного раньше своих противников, но не стал располагать свои войска в самом городе.

Витковский холм и памятник Яну Жижке

С Витковского Холма открываются чудесные виды на Прагу.

В том же году войско Яна одержало еще одну значительную победу при обороне Витковой Горы, когда решался исход битвы за Прагу. Эта победа чешских воинов над превосходящими силами крестоносцев прославила военного вождя таборитов и продемонстрировала его полководческие способности. В декабре 1420 года Жижка стал первым гетманом таборитов.

Выходим из музея и снова любуемся впечатляющим видом. Вот как выглядит сверху въезд в тоннель.

И правильно – лучше смотреть по сторонам, потому что сам памятник Жижке осмотреть вблизи не получится, мемориальный комплекс на ремонте. Как я узгала впоследствии, аж до конца октября 2009 года. Здание, которое за статуей, - пустующий мавзолей, в котором, скорее всего, будет музей. Строили его для тех самых чехословацких легионеров, но пока достроили, пережили Вторую мировую и официально открыли, политический курс сменился, и мавзолей отдали под коммунистических деятелей. Там одно время покоился коммунистический президент Клемент Готвальд, но вскоре политические ориентиры сменились в очередной раз, и президента похоронили.

Последним победоносным сражением чешского полководца Яна Жижки стала Малешовская битва в июне 1424 года. В этот раз противниками первого гетмана были не немецкие и иные европейские рыцари, а свои сограждане-чашники, бывшие союзники по Реформации.

Конец Жижки

Знаменитый полководец умер 11 октября 1424 года во время осады Пршибислава – в лагере началась чума, которая не пощадила его.

В компьютерных играх

Персонаж Яна Жижки встречается в игре Medieval total war, как командующий главных войском повстанцев за восстановление Польши, он был показан в 1427 игровом году, как раз в конце игры.

А.ВЕНЕДИКТОВ – Вот, кстати, нам про пап тоже неплохо бы было обсудить когда-нибудь.

Н.БАСОВСКАЯ – Кто осудил Гуса? Папа Иоанн XXIII, оказавшийся бывшим пиратом Бальтазаром Коссой, которого низложил этот же самый собор, Константский собор? Вот, что он о нем пишет – несколько строчек: «Среди прочих обвинений, выставленных против папы Иоанна XXIII находятся следующие его наиболее отвратительные преступления. Именно: что сам папа Иоанн был и есть притеснитель бедных, гонитель справедливости, опора несправедливых, столп всех симонистов – сегодня скажут, коррупционеров, продажность – угодник плоти, зачинщик всех порок, чуждающийся добродетели, избегающий публичных собраний и т.д. и т.д…. что его называли воплощенным дьяволом. И еще», — очень мило все время этот хронист пишет. «И еще, и еще, что сам господин папа Иоанн XXIII с женою брата своего и со святыми монахинями творил блуд, девам наносил бесчестье, замужних жен вовлекал в прелюбоденияния»… и это римский папа? Вот это вызвало такое падение, такой глубочайший кризис духовенства, его авторитета. Все-таки христианская церковь, ее католическое крыло западное на протяжении нескольких веков были моральным авторитетом. И вот он сначала зашатался, где-то с XII века, а здесь рухнул. Рухнул с такой силой, что в ответ гуситское движение тоже предъявляет очень суровые претензии, статьи обвинений. Да, суров с врагами. У него сложная судьба. Он… о нем написана легенда, поэма, но она на чешском языке, в XIX веке обработана. Не переведена. И вот, видите, кто-то даже уже усомнился из наших слушателей, а почему именно Жижка так значителен, другие были такими же.

А.ВЕНЕДИКТОВ – Ну вот, смотрите. «Правда ли, — пишет Георгий, — что Жижка после смерти завещал натянуть свою кожу на барабан?»

Н.БАСОВСКАЯ – Про барабан сказать не могу. Но могу сказать, что похоронили его в Чеславе и над гробницей повесили так любимое его оружие – железную палицу.

А.ВЕНЕДИКТОВ – Вообще, слепой с железной палицей – это сильно. Он же участвовал…

Н.БАСОВСКАЯ – Да.

А.ВЕНЕДИКТОВ – Он же не только сидел в палатке…

Н.БАСОВСКАЯ – Нет.

А.ВЕНЕДИКТОВ – Он в гуще боя, слепой уже.

Н.БАСОВСКАЯ – Его везли на тоже такой, тележке прямо в первых рядах сражения, и эти люди, его глаза, рассказывали ему, что видят вокруг. Но посмертная судьба есть у Жижки. В 1623 году по приказу императора австрийского останки его выброшены из гробницы. Ужасно. Но потом времена меняются. И Чехию, которая оказалась под властью Габсбургов, австро-венгерского рода, австро-немецкого… Во второй половине XIX века Чехия переживает опять такой взрыв национальных чувств, такой патриотический подъем, что ему воздвигают памятник, и снова… Есть Жижкова гора, и есть памятник Жижке. И есть поэма о нем. Его нельзя окрасить в какой-то один цвет. Но что, мне кажется, можно, бесспорно, сказать, что таланты людей – индивидуальные таланты, индивидуальные свойства – могут проявляться с большой яркостью в самых любых сферах жизни. Вот Вы очень меня поддержали, напомнив, что он создал систему вооружения.

А.ВЕНЕДИКТОВ – Да.

Н.БАСОВСКАЯ – Он создал систему войны, для народной армии приемлемую. И это уникально. И его часто связывают в наших учебниках, вот, только с гуситами, с учением Яна Гуса… Он мало был занят религиозными вопросами. Он был занят Чехией, которая в это время переживала вот этот подъем осознания себя Чехией. У нее потом тоже трудная судьба, но она сохранилась. И он занят был народной войной.

А.ВЕНЕДИКТОВ – Наталья Ивановна Басовская в программе «Все так!».

Наверх