Если человек не на своем месте

«Человек не на своем месте – это бомба»

Предлагаем вашему вниманию подробности HR-шоу E-xecutive «Неадекватный кандидат реальность или провокация HR-а?», которое состоялось 3 октября 2008 года в Киеве в рамках выставки «Кадровый менеджмент».

Киев, что приятно, остался верен себе – был, как всегда, гостеприимен, энергичен и очень зажигателен. Это относится и к городу в целом, и к киевским друзьям и коллегам и, конечно, к мероприятию E-xecutive. Вдохновившись успехом первого прошедшего на Украине в марте 2008 года ток-шоу на тему «HR – делопроизводитель или стратегический партнер?», команда E-xecutive решила продолжить серию бизнес-ивентов для участников Сообщества.

Как и весной, ощутимо не хватало времени, отведенного на ток-шоу в рамках выставки, чтобы обсудить все, что хотелось, – настолько захватила участников дискуссия. Зал с трудом вмещал всех желающих стать свидетелями этого захватывающего действа. Но зрители «раздвинули границы возможного», заняв все «стоячие» места в проходах, у стен, между рядами. Ток-шоу прошло, что называется, в тесноте, да не в обиде!

Что означает «быть на своем месте»

Этот советский фильм показывает ту часть нашей страны, которая считала самым главным несчастьем невозможность работать.

Герои – это люди на переломах истории; в них человечество осознает свое изменение, и не будет построена никакая структура романа, пока она не вберет в себя движения истории, перелома отношений; распад времен – ступени истории.

Поэт – человек не на своем месте; на полпути земного бытия через «Ад», «Чистилище» к бледному «Раю» пришел Данте, пересматривая прошлое, переворачивая, преодолевая круги ада.

Преодоление прошлого есть у больших и у малых – есть у всех.

Прошлое преодолевается, как близкое, как семья, и, как сказано в Библии у пророка Михея (гл. 7, стих 6-й): «Ибо сын позорит отца, дочь восстает против матери, невестка – против свекрови своей; враги человеку – домашние его».

Из старого, потерявшего симметрию благодаря пристройкам, дома уходит Лев Толстой от сыновей, дочерей, жены, невесток.

Он пробовал дорогу из дома в повестях и романах. Пересматривал дворянские родословные и искал для своего бегства попутчиков.

Толстой прощается с прошлым в «Казаках» (1852–1863), в романах «Труждающиеся и обремененные» и «Декабристы» (1879–1884), в «Записках сумасшедшего» (1884), в «Отце Сергии» (1890–1898), в «Живом трупе» (1900). Он хочет бежать из своего дома так, как Хаджи-Мурат убежал от Шамиля, хотя у Шамиля и остаются заложники (1896–1904). Он описывает бегство Александра I в «Посмертных записках старца Федора Кузьмина» (1905) и бегство зажиточного мужика Корнея Васильева в том же году.

В 1910 году он убежал сам.

Но мне скажут, что я взял неустроенного человека, живущего в стране, в которой назревала революция.

Применимо ли это к героям Бальзака?

Бальзак как будто хочет делать все то, что делают преуспевающие люди, но ведь он не преуспевает. Чем объясняются его неудачи? Неужели это только случайность?

Сам Бальзак все делал как будто правильно; он был выше своего времени и как бы вне своего времени, впереди своего времени. Он скупал землю на окраинах Парижа, строил новые типографии. Он был из тех, кто знал, что время изменяется и уже воплощается это изменение в людях. Но его сознание было как птица, которая летит впереди своего времени. И этот знаменитый писатель со знаменитой тростью, со знаменитыми романами, с прекрасными костюмами был человеком не своего времени, неудачником, видящим то, что другие не видят.

К. Маркс говорил, что не изобретатели и не предприниматели, которые создают первые предприятия во имя новых изобретений, – не они становятся богачами. Богачами становятся люди, которые наследуют вдовствующие предприятия.

Это тоже участники движения, это вторая колонна победителей, идущая за первой колонной.

Построение сказок, романов, повестей, развязки драм традиционны, как будто неподвижны, а сознание движется, движется путем Дон Кихота и практического Бальзака, который не забыл одворянить свою фамилию.

Прожектеры, путешественники, люди революции, женщины, уходящие от своих мужей, действуют по разным причинам. Новые страны привлекательны, старые земли испаханы, старые машины перестают приносить прибыль, старая нравственность износилась, хотя правила ее кажутся непреодолимыми. Но сменятся машины, сменятся строи, сменится семья, и не будут соединять руки брачующихся священники в церкви.

Движется в противоречиях, в подъеме, в ощутимости смен, в смене строев, в смене функций прежде созданных обрядов и построений человечество. Движется человечество, и изменяется сознание. История литературы – это запись смен сознания. В смене сознаний мы видим сотворение мира.

Человек ищет свое место.

Как оценивает Бальзака и его героев Маркс?

«Выше всех романистов он ставил Сервантеса и Бальзака; в «Дон Кихоте» он видел эпос вымиравшего рыцарства, добродетели которого в только что народившемся мире буржуазии стали чудачествами и вызывали насмешки. Бальзака он ставил так высоко, что собирался написать исследование о его крупнейшем произведении «Человеческая комедия», как только окончит свое сочинение по политической экономии. Бальзак был не только историком... своего времени, но также творчески предвосхитил те фигуры, которые при Луи-Филиппе находились еще в зародышевом состоянии и только после смерти Бальзака, при Наполеоне III, достигли полного развития»[60] .

Я не настаиваю на универсальности этого определения, но наблюдение считаю существенно важным.

Можно было бы начать так: о сюжете как о способе исследования человека.

«Анну Каренину» Толстой начал так: «Все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастливая семья несчастлива по-своему».

Счастливые семьи не имеют истории, вернее, их история не обнаружена, без трудности жизни нет. Несчастливые принуждены узнавать причину несчастья.

Человек добивается счастья. Счастье – не покой, а качество сознания. Счастливые люди кинетичны, они устойчивы; но у них есть только пребывание, а не история. Авель был пастырем овец, Каин земледельцем.

Каин принес в жертву богу «...от плодов земли», Авель «принес от первородных стада своего». Господь принял дар Авеля и не принял дар Каина.

В живописи это часто изображалось так, что дым от костра Авеля подымается вверх, а от костра Каина стелется по земле. Возникает конфликт: «И сказал Господь Каину: почему ты огорчился? И отчего поникло лицо твое?

Если делаешь доброе, то не поднимаешь ли лица? А если не делаешь доброго, то у дверей грех лежит; он влечет тебя к себе, но ты господствуй над ним» (кн. Бытия, гл. 4).

Конфликт отмечен, и отмечено то, что считается виной Каина: его раздражение на брата. Конфликт разрешается убийством.


Реже, но встречаются примеры и успешной реализации человека, когда он находит свое место в жизни – занимается любимым делом, получая ни с чем не сравнимое удовлетворение от этого.


С Н. я познакомился в первый же день своей работы во внешкольном учреждении для детей и подростков: там я вел клуб иностранных языков, а она руководила драмкружком. Наши классы были по соседству, и я долго удивлялся, как эту тонкую, хрупкую, невысокую княжну Мэри (именно так ее окрестили) слушаются дети. Казалось, она не разговаривает, а шепчет. Когда она давала открытые занятия, это был праздник для всего нашего педагогического коллектива: Н. не просто рассказывала своим воспитанникам о том, как надо играть тот или иной образ на сцене - она сама мгновенно перевоплощалась то в чувственную Джульетту, то в холодную Снежную Королеву или жестокую Мачеху Золушки...


Кожно-зрительная Н. как нельзя лучше выполняла свою видовую роль в условиях современного ландшафта. В состоянии «война» кожно-зрительная женщина - это актриса, певица, танцовщица, а когда наступает «мир» – это воспитательница, учительница гуманитарных наук и искусств. Мы до сих пор изредка созваниваемся, и на днях я узнал, что за заслуги своего коллектива она представлена к престижной правительственной награде.

Никто не спрашивал у нее, хотела ли она этим заниматься. Она сказала: «Я не решала, что хочу это делать, я просто приняла за данность то, что моя жизнь будет именно такой. И только спустя годы я вдруг осознала, что мне не нравится то, что я делаю. Что я обожала всю жизнь — так это книги. Я люблю читать книги, я люблю писателей, люблю говорить с ними, люблю литературную традицию и культуру. Я старалась быть как можно ближе к литературе, но никогда не думала, что могу позволить себе такую жизнь. И в какой-то момент я вдруг решила, что буду отныне делать то, что хочу. И закрыв очередной сезон, я больше не подходила к пианино. Но жила в том мире, в котором мне всегда хотелось жить». Она сказала, что никогда не была так счастлива. Никогда не была беднее, но никогда не была счастливее.

Мы растем с порочной идеей, будто жизнь организована линейно. Особенно остро вы сталкиваетесь с таким представлением, когда приходит время писать резюме. Вы фиксируете свою жизнь по датам и достижениям, поступательно, как будто все ваше существование представляет собой структурированный планомерный прогресс, венцом которого является это интервью, ради которого написано резюме. В результате появляется ощущение, будто мы полностью контролируем то, что делаем, что наша жизнь — не случайная цепь не связанных между собой событий, не хаос, который вы, разумеется, не хотите демонстрировать потенциальному нанимателю. Когда я смотрю на собственное резюме, то думаю: «Я точно этого не планировал». Люди просто стараются не упускать свой шанс. Но вы куда более охотно не упускаете его, если этот шанс отвечает вашим желаниям и умениям.

4. Простои


На рынке существует огромное количество компаний, которые могут либо продать вам инструменты для отбора и тестирования сотрудников, либо за определенную плату сделать всю работу за вас. В основном такой отбор производится перед наймом сотрудника, что позволяет вам получать только «лучших сотрудников». Такие компании проверят для вас потенциальных работников на вопрос наличия или отсутствия судимостей, проверят их образовательный уровень, наличие прошлого опыта работы и т.д. Хотя этот этап очень важен, в настоящей статье речь пойдет об этом «лучшем сотруднике» уже после того, как его приняли на работу; о том, как подобрать для него наилучшую позицию.


Карл Юнг, известный швейцарский психолог и основатель Юнгианского подхода в психотерапии, дал миру концепцию психологических типов. Изабелл Бригз Майерс и Катерин Бригз усовершенствовали эту концепцию и создали Индикатор типов Майерс-Бригз. Многие компании, например, The brain Type Institute, могут провести тест на установление психологического типа для вас и ваших сотрудников в соответствии с классификацией из 16-ти типов.

Может оказаться полезной статья о том, как понять собеседника.

Даже если Вы ошиблись на этапе подбора, на испытательном сроке все станет ясно. Не бойтесь признать свою ошибку и отказаться от сотрудничества. Потом это сделать будет намного сложнее.

И это заставило бы сделать один четкий, недвусмысленный вывод: политические руководители Риги — люди, которые находятся не совсем на своем месте, потому что у них нет никакого ответа на вопрос, как рационально тратить средства налогоплательщиков, чтобы пользу от этого получила по возможности максимальная часть общества.

Вернуться назад