Как встать в очередь на квартиру: осилит ли дорогу идущий?
Сегодня в России собственниками достойного жилья является лишь небольшая часть населения. Бесплатная приватизация малогабаритных, старых, а то и ветхих жилых помещений удовлетворила далеко не всех россиян. А возможность приобретения нормальной, устраивающей квартиры для многих является неосуществимой мечтой.
В настоящее время для того, чтобы получить от государства бесплатную квартиру, необходимо выполнить ряд условий, которые регулируются новый жилищным кодексом, принятым в 2005 году. Это:
нехватка квадратных метров на человека (в каждом регионе устанавливаются свои нормы);
маленький доход семьи, которого недостаточно для приобретения собственного жилья.
То есть, с принятием нового ЖК на очередь могут встать только малоимущие граждане, которые оказались в стесненных жилищных условиях. При этом совершенно не имеет значения — приватизирована их квартира или нет. Новый жилищный кодекс приоритетным параметром при постановке в очередь устанавливает именно финансовую несостоятельность граждан.
Очевидно, что после принятия жилищного кодекса список претендентов на бесплатное жилье заметно сократился. Однако, несмотря на то, что новый закон позволил существенно снизить количество очередников, их число по-прежнему довольно велико.
Стать на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий могут:
- граждане, не имеющие жилых помещений в собственности или во владении и пользовании в населенном пункте по месту принятия на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий (по месту работы (службы));
- граждане без определенного места жительства, ранее имевшие регистрацию (прописку) по месту жительства в данном населенном пункте, - по месту пребывания.[∗]
При постановке на очередь в городе Минске учитывается жилье, расположенное в Минском районе находящиеся в собственности и (или) во владении и пользовании гражданина и проживающих совместно с ним членов его семьи.
Другими словами, по данному основанию может стать на учет по месту работы гражданин, проживающий в одном населенном пункте и работающий в организации, расположенной в другом населенном пункте.
Также по этому основанию становятся на учет граждане без определенного места жительства, зарегистрированные по месту пребывания.
Документами, подтверждающими отсутствие у гражданина жилья и, соответственно, нуждаемость по указанному основанию, являются:
- справка о находящихся в собственности гражданина и членов его семьи жилых помещениях в населенном пункте по месту подачи заявления о принятии на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий;
- справка о занимаемом в данном населенном пункте жилом помещении и составе семьи.
2. Постановка на очередь в связи с нехваткой квадратных метров
Стать на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий могут граждане, обеспеченные жильем общей площадью меньше 15 м2 (в городе Минске - меньше 10 м2) на одного человека.
При этом обеспеченность общей площадью определяется исходя из суммы общей площади всего жилья, находящегося в собственности или во владении и пользовании гражданина и совместно проживающих с ним членов его семьи в населенном пункте по месту принятия на учет нуждающихся (а при постановке на учет в городе Минске еще и исходя из общей площади жилья, находящегося в Минском районе).[∗]
Для того, что бы было более понятно, приведем несколько примеров:
В г.Пинске в двухкомнатной квартире общей площадью 40 кв.м. проживает семья из 3 человек. Вся семья может стать на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, так как обеспечена общей площадью менее 15 кв.м. (40 кв.м. / 3 = 13,3).
В г.Минске в двухкомнатной квартире общей площадью 40 кв.м. проживает семья из 3 человек. В связи с тем, что в г.Минске принимаются на учет граждане, обеспеченные общей площадью менее 10 кв.м., семья не может стать на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, так как обеспечена общей площадью более 10 кв.м. (40 кв.м. / 3 = 13,3).
В г.Бресте в трехкомнатной квартире общей площадью 50 кв.м. проживает семья из 5 человек. При этом у одного из членов семьи есть однокомнатная квартира в г.Бресте площадью 30 кв.м., хотя проживает он со своей семьей в трехкомнатной квартире. Оставшиеся 4 члена семьи желают стать на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, так как обеспечены общей площадью менее 15 кв.м. (50 кв.м. / 5 = 10). Однако при расчете должна учитываться площадь квартиры, принадлежащая проживающему с ними члену семьи: (50 кв.м. + 30 кв.м.) / 5 = 16 кв.м. Таким образом, в данном случае нет оснований для постановки на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий.
В г.Минске в двухкомнатной квартире общей площадью 45 кв.м. проживает семья из 5 человек. При этом у одного из членов семьи есть дом в деревне в Минском районе площадью 60 кв.м., хотя проживает он со своей семьей в двухкомнатной квартире. Оставшиеся 4 члена семьи желают стать на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, так как обеспечены общей площадью менее 10 кв.м. (45 кв.м. / 5 = 9). Однако при постановке на учет нуждающихся в г.Минске учитывается площадь жилых помещений, расположенных в Минском районе. Соответственно, при расчете должна учитываться площадь дома, принадлежащего проживающему с ними члену семьи: (50 кв.м. + 60 кв.м.) / 5 = 22 кв.м. Таким образом, в данном случае нет оснований для постановки на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий.
При раздельном проживании членов семьи обеспеченность общей площадью определяется исходя из приходящейся на гражданина и членов его семьи, с которыми он принимается на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, суммы общей площади всех жилых помещений, находящихся в собственности и (или) во владении и пользовании у них, а также у членов их семей, с которыми они совместно проживают, в населенном пункте по месту принятия на учет (а при постановке на учет в городе Минске еще и исходя из общей площади жилья, находящегося в Минском районе), за вычетом общей площади, приходящейся на других граждан (за исключением нанимателей и поднанимателей), проживающих в этих жилых помещениях, но не включенных в число членов семьи гражданина, с которыми он принимается на указанный учет.[∗]
Жилье представителям благородных профессий
Жилищные субсидии в России предлагаются также представителям некоторых профессий. Встать на очередь могут военнослужащие, сотрудники МЧС, МВД и налоговой полиции. Отдельная категория – жертвы и ликвидаторы аварии на Чернобыльской АЭС, а также люди, серьезно пострадавшие от иных бедствий и катастроф. Рассчитывать на бесплатное жилье могут и ветераны ВОВ. Для всех категорий льготников необходимо подтверждение статуса и оснований для получения субсидий или бесплатного улучшения жилищных условий. Для получения же льгот надо узнать, как встать в очередь на квартиру и подготовить все необходимые справки и документы.
1. Информацию об очередности можно получить внизу страницы услуги в разделе «Семья, дети», нажав кнопку «ВЫБРАННЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ» в разделе ИНФОРМАЦИЯ ОБ ОЧЕРЕДНОСТИ.
-свидетельство о заключении (расторжении) брака;
-справки из Единого Кадастра Объектов Недвижимости о наличии (отсутствии) у заявителя и членов его семьи иного жилого помещения;
Жилье матери-одиночке
В вступлением в силу обновленного Жилищного Кодекса матери-одиночки потеряли право внеочередного обеспечения жильем. Теперь данная категория может встать на очередь на общих условиях: либо как малоимущая, либо как лицо, не имеющее собственного жилья.
В льготную очередь можно попасть, если:
- мать или ребенок являются инвалидами;
- жилье, где проживает мать-одиночка, призвано аварийным или ветхим;
- мать или ребенок страдают заболеваниями, опасными для окружающих.
■ ИНН.
■ Не забудьте (!) предоставить документы, подтверждающие права на те или иные льготы, – они дадут возможность получить квартиру вне очереди.
Приведенный перечень включает общепринятые документы. Их истребуют при постановке на учет у любой категории заявителей – и у молодой семьи, и у матери-одиночки. В зависимости от конкретной ситуации и региона он может дополняться другими документами.
Решение о постановке на учет принимается на протяжении календарного месяца. В случае успеха семья становится претендентом на минимально обязательные 18 кв.м. муниципальной жилплощади на душу – таков общегосударственный стандарт.
Вполне возможно, что по ходу дела Вам придется приносить в управление социальной защиты еще какие-то справки. Решение о постановке в очередь принимается также в течение месяца (10 дней подбираются документы, 10 дней выделяется на их анализ, 5 – на подготовку результатов, 3 – на принятие решения главой управы, и в течение одного дня оформляется извещение). Ну а сколько ждать, пока подойдет Ваша очередь, сказать сложно. Возможно, и не один год, хотя в последнее время темпы строительства муниципального жилья в столице увеличиваются. Но и желающих на него немало.