Аутизм что это за болезнь

В Новосибирске станет возможным выявление аутизма в раннем возрасте

Новосибирская область стала одним из первых регионов России, где начата реализация важного проекта. В детских поликлиниках для родителей, чьи дети достигли возраста 1,5–2 лет, проводится специальное анкетирование. Оно позволяет на ранней стадии выявить у малышей аутизм и другие расстройства аутистического спектра. За три месяца анкеты заполнили уже 153 родителя. Остальные пока не спешат это сделать. Детский невролог, кандидат медицинских наук Татьяна Ганина рассказала «Русской планете», почему всем без исключения молодым родителям стоит убедиться, что у их детей нет признаков аутизма.

— Татьяна Николаевна, неужели аутизм встречается настолько часто, что необходимо проверять каждого ребенка?

— По данным Всемирной организации здравоохранения, число детей, страдающих аутизмом, последние годы по всему миру ежегодно увеличивается на 1,3%. За 10 лет оно выросло более чем в 10 раз. По данным американских исследований, в США на каждые 88 детей один ребенок рождается с аутизмом. Такая пропорция характерна, скорее всего, и для остального мира. Для сравнения: в 1975 году аутизмом страдал всего один ребенок из каждых 1,5 тыс. малышей.

Итак, что собой представляет аутизм? Симптомы этого заболевания, как мы уже отметили, проявляются у детей (это врожденное заболевание) в возрасте до трех лет. Как правило, родители начинают замечать, что ребенок несколько отстает в развитии, что проявляется в его неумении говорить и вести себя так, как это характерно для детей в его возрасте. Возможен и такой вариант развития, при котором ребенок все-таки начинает говорить в возрасте его сверстников, однако со временем приобретенные навыки постепенно утрачиваются.

Ребенок отстает в развитии, причем нередко вообще не говорит ничего, от этого может создаваться впечатление о его глухоте. При проверке слуха подтверждается отсутствие такого рода отклонения. Также при аутизме больной использует избыточное повторение, касающееся определенной модели поведения, игр и интересов. К примеру, это могут быть повторения покачивания тела либо необъяснимая привязанность по отношению к некоторым предметам. Особенное расстройство вызывает необходимость изменения привычной в этом случае рутины.

Следует заметить, что «типичного» поведения у больных аутизмам не существует, а потому обобщение и создание единого образа больного для всех случаев является невозможным. Люди с аутизмом могут вести себя по-разному, что определяет конкретная форма этого заболевания в каждом из случаев. Также родители больных аутизмом детей выделяют такую их особенность, как избегание ими зрительного контакта, а также предпочтение играм в одиночку.

Интеллектуальное развитие, которое в определенной степени изменено из-за аутизма, по этой причине соответствует в большинстве случаев показателям ниже среднего.

Зачастую, в подростковом возрасте, дети впадают в депрессию, сильно переживая это, в особенности, если их интеллект определяется как средний или соответствует показателям выше среднего. Также некоторые дети в этот период сталкиваются с проявлениями в виде припадков, в частности, эпилептических.

Напомним, что эпилепсия является таким расстройством в работе нервной системы, при котором возникает ненормальная и крайне интенсивная мозговая электрическая активность, что и приводит к самому припадку. Развиться эпилепсия может в результате повреждений мозга, инфекций или опухолей, однако, в большинстве своем причин, как таковых, нет. Часто больные данное состояние «перерастают», после чего припадков более не появляется. В других случаях возможен контроль над припадками, что осуществляется за счет использования специальных медпрепаратов. Если медикаментозное лечение не определяет эффективного результата для больного, то может быть применено уже хирургическое вмешательство.

Возвращаясь к вопросу, касающемуся того, кто в большей мере подвержен аутизму, отметим, прежде всего, статистику, которая указывает на то, что из 1000 детей на 1 ребенка приходится этот диагноз, причем это общая цифра, которая, к сожалению, может варьироваться и в больших пределах.

Причины возникновения болезни учеными так и не были установлены до сих пор, но таких факторов, которые могли бы повлиять на развитие еще не родившегося ребенка, насчитывается около тридцати. Подходящей причиной являются инфекции, которыми мать могла переболеть во время беременности, такие как корь, ветряная оспа и т.д.

Интересно: Что лечит омепрозол?

Возможно, причина кроется в патологиях во время беременности, которые могут ставить врачи. Они вполне могут блокировать правильное развитие головного мозга ребенка. Причиной могут быть гормональные или иммунные нарушения, а также вакцины, которые делают детям до года. Если симптомы появились сразу после вакцинации ребенка, то это вполне может стать причиной заболевания.

Выделяют два типа аутизма: классический аутизм Каннера (по имени врача Лео Каннера, который впервые в 1943 году описал этот тип патологии) и второй тип аутизма, при котором встречаются аутистические состояния разного происхождения

Разновидности заболевания:

1) синдром раннего классического инфантильного аутизма Каннера

2) аутистическая психопатия Аспергера

У некоторых детей рано обнаруживается способность к необычному, нестандартному пониманию себя и окружающих. Логическое мышление сохранено или даже хорошо развито, но знания трудно репродуцируются и крайне неравномерны. Активное и пассивное внимание неустойчивы, однако отдельные аутистические цели достигаются с большой энергией.

В отличие от других случаев аутизма нет существенной задержки в речевом и когнитивном развитии. Во внешнем виде обращает на себя отрешенное выражение лица, что придает ему "красивость", мимика застывшая, взгляд обращен в пустоту, фиксация на лицах мимолетная. Выразительных мимических движений мало, жестикуляция обеднена. Иногда выражение лица сосредоточенно-самоуглубленное, взгляд направлен "внутрь себя". Моторика угловатая, движения неритмичные, с тенденцией к стереотипиям. Коммуникативные функции речи ослаблены, а сама она необычно модулирована, своеобразна по мелодике, ритму и темпу, голос звучит то тихо, то режет слух, и в целом речь нередко похожа на декламацию. Отмечаются тенденция к словотворчеству, иногда сохраняющаяся и после пубертата, неспособность к автоматизации навыков и их реализации вовне, влечение к аутистическим играм. Характерна привязанность к дому, а не к близким.

Синдром Ретта

Синдром Ретта начинает проявляться в возрасте 8-30 мес. исподволь, без внешних причин, на фоне нормального (в 80 % случаев) или незначительно задержанного моторного развития.

Появляется отрешенность, утрачиваются уже приобретенные навыки, приостанавливается развитие речи, в течение 3-6 мес. наблюдается полный распад ранее приобретенного речевого запаса и навыков. Тогда же возникают насильственные движения "моющего типа" в кистях рук. Позднее утрачивается способность к удержанию предметов, появляются атаксия, дистония, мышечные атрофии, кифоз, сколиоз. Жевание заменяется сосанием, расстраивается дыхание. В трети случаев наблюдаются эпилептиформные приступы.

7. Аутичные люди – это не социопаты. Я знаю, наверное, вы так и не думаете, но все равно это следует повторить еще раз. "Аутизм" часто связывают с образом человека, которому абсолютно плевать на существование других людей, в то время как в реальности, это просто проблема коммуникации. Нам не плевать на других людей. Более того, я знаю нескольких аутистов, которые так панически боятся случайно сказать "что-то не то" и задеть чужие чувства, что в результате постоянно стесняются и нервничают. Даже невербальные аутичные дети проявляют такую же привязанность к своим родителям, что и не аутичные. В реальности, аутичные взрослые совершают преступления гораздо реже, чем нейротипики. (Впрочем, не думаю, что это связано с нашей врожденной добродетельностью. В конце концов, очень часто преступление – это социальная активность).

Чем раньше будет выявлен аутизм у ребенка, тем больший эффект даст терапия заболевания, позволив человеку стать частью социума.

Лечение и коррекция аутизма у детей

Есть множество профессиональных методик и программ реабилитации, описывающих, как лечить аутизм у детей. В числе наиболее популярных — разработанные в США «Прикладной анализ поведения», «Игровое время» («Floor Time»), ТЕАССН и другие. И во всех случаях терапия основана на обучении детей определенным сценариям поведения, активном общении с ними. В этом контексте то, насколько удастся снизить проявления аутизма у ребенка, напрямую зависит от старания его родителей.

Специалистов, которые вплотную занимались бы с аутистами по существующим поведенческим методикам, в нашей стране пока немного. И все же найти знающего психиатра необходимо. В коррекционных учебно-воспитательных учреждениях таким детям не уделяется достаточного внимания, но работа с аутистами должна вестись комплексно: и в кабинете психиатра, и в школах, и в детских садах. И в любом случае индивидуальная терапия — забота в первую очередь родителей, в какой бы стране они ни жили.

Вторая группа. Характерны жесткие ограничения в выборе форм поведения, выраженное стремление к неизменности. Любые изменения могут провоцировать срыв, выражающийся в негативизме, агрессии или аутоагрессии. В привычной среде ребенок достаточно открыт, способен к выработке и воспроизведению бытовых навыков. Речь штампованная, построенная на основе эхолалий. Ведущим психопатологическим синдромом является отвержение реальности. В качестве основной цели лечения рассматривается развитие эмоциональных контактов с близкими людьми и расширение возможностей приспособления к среде путем выработки большого количества различных стереотипов поведения.

Третья группа. Наблюдается более сложное поведение при поглощении собственными стереотипными интересами и слабой способности к диалогу. Ребенок стремится к успешности, но, в отличие от здоровых детей, не готов пробовать, рисковать и идти на компромиссы. Часто выявляются развернутые энциклопедические знания в отвлеченной области в сочетании с фрагментарными представлениями о реальном мире. Характерен интерес к опасным асоциальным впечатлениям. Ведущим психопатологическим синдромом является замещение. В качестве основной цели лечения рассматривается обучение диалогу, расширение круга представлений и формирование навыков социального поведения.

Четвертая группа. Дети способны к настоящему произвольному поведению, но быстро утомляются, страдают от затруднений при попытке концентрировать внимание, выполнять инструкции и т. д. В отличие от детей предыдущей группы, производящих впечатление юных интеллектуалов, могут выглядеть робкими, пугливыми и рассеянными, однако при адекватной коррекции демонстрируют лучшие результаты по сравнению с остальными группами. Ведущим психопатологическим синдромом является ранимость. В качестве основной цели лечения рассматривается обучение спонтанности, улучшение социальных навыков и развитие индивидуальных способностей.

Дети-аутисты великолепные манипуляторы, а вседозволенность мешает им развиваться. Поэтому старайтесь не выполнять всю работу за них.

ЛИЧНЫЙ ОПЫТ

Анастасия, мама Вовы (7 лет): "Я поняла, что с моим ребенком что-то не так, задолго до того, как нам поставили диагноз. Мы долго не могли найти толкового специалиста, который бы объяснил нам, что происходит. Те врачи, с которыми мы сталкивались, предлагали лечиться сугубо медикаментозно. Поэтому мы решили поехать в США, подтвердить диагноз и проконсультироваться там.

Код для форума:

Вернуться назад