Как победить внутреннюю агрессию

Что делать, если ребенок ведет себя агрессивно


Проявления детской агрессии родители зачастую воспринимают как тревожный знак, сигнализирующий о неправильном эмоциональном развитии. Многие спешат записаться на прием к психологу или меняют правила семейного воспитания. Но прежде чем решать, как справиться с агрессией ребенка, нужно установить причины такого поведения. Возможно, беспокоиться совершенно не о чем.

Зачастую, подавление доходит до автоматизма и человек, совсем не замечает этого процесса, ему кажется, что он почти никогда не злится, ни к кому и ни к чему агрессии не испытывает, что его всё в жизни устраивает. На самом же деле, при возникновении первых признаков агрессии, мгновенно, в обход сознания, включается программа, которая подавляет агрессию, переводит внимание человека в другое русло. До сознания сигнал о том, что есть агрессия, как правило не доходит, т.к. эмоция табуирована с младенчества и человек, даже самому себе, не может признаться в наличии агрессии.

агрессияАгрессия, как и другие эмоции, при подавлении, начинает разрушать самого человека. В нём копится напряжение, нарастает дискомфорт и желание как-либо сбросить напряжение. Человек терпит-терпит, раздувается, а потом его неожиданно прорывает на любой мелочи и по любому поводу, а дальше (в случае большого глубинного подавления агрессии), он может еще больше завестись и накрутить того, чего не было, сделать далеко идущие искажённые выводы (ты ботинки не так поставил, значит ты меня не любишь), человека, что называется несёт, он изливается яростью. Часто, негатив достаётся невинным, например, домашним, прохожим, подчиненным, продавцам в магазине, питомцам, в то время, как причина агрессии заключается в совершенно другом, но в той ситуации был запрет на проявление.

Подобное выплёскивание, как правило, не идёт на пользу отношениям с окружающими (см. пример с вымещением агрессии). Некоторое время люди могут терпеть агрессивные вспышки, а затем они начинают закрываться от человека, уходить, избегать какого-либо взаимодействия, либо переходят в контратаку, как явную, так и скрытую (например, в виде саботажа, злорадства, распространения сплетен). У человека остаётся либо выжженная пустыня вокруг, либо враги и недоброжелатели, с которыми он постоянно воюет.

Исследование условий, при которых фрустрация порождает агрессивные действия, показало, что влияние оказывают сходство/несходство агрессоров и жертвы, оправданность/неоправданность агрессивности, ее наличие как личностной характеристики. В настоящее время агрессию рассматривают как возможный, но вовсе не неизбежный выход из фрустрирующей ситуации (Розенцвейг).

Согласно теории социального научения, фрустрация и конфликт облегчают проявление агрессии, будучи необходимым, но не достаточным условием для ее возникновения. Чтобы проявилось агрессивное поведение, необходима предрасположенность к нему в подобных ситуациях. Она формируется и закрепляется через социальное научение — благодаря наблюдению за поведением окружающих, собственному удачному опыту агрессии. Таким образом, первостепенная роль в формировании предрасположенности к агрессии отводится социальному окружению. В настоящее время эта теория является доминирующей.

Наиболее известный сторонник данного подхода — Арнольд Басс. Он определяет фрустрацию как блокирование процесса желательного поведения, вводя понятие атаки. Это акт, предоставляющий организму враждебные стимулы. При этом атака вызывает сильную агрессивную реакцию, а фрустрация — слабую.

Басс указал на ряд факторов, от которых зависит сила агрессивных привычек:

  1. Частота и интенсивность случаев, когда человек испытал атаку, фрустрацию, раздражение. Люди, которые получали множество гневных стимулов, скорее прореагируют агрессивно, чем те, кто нечасто сталкивался с такими стимулами.
  2. Неоднократное достижение успеха с помощью агрессии закрепляет соответствующие привычки. Успех бывает внутренним (резкое ослабление гнева, удовлетворенность) или внешним (устранение препятствия или достижение желаемой цели либо вознаграждения). Выработавшаяся привычка к агрессии, атаке делает невозможным различение ситуаций, когда агрессивное поведение необходимо; человек всегда склонен реагировать агрессивно.
  3. Культурные и субкультурные нормы, усваиваемые человеком, облегчают развитие у него агрессивности (с детства смотрит мультики и фильмы, где присутствуют сцены агрессивного поведения, усваивает его нормы).
  4. Влияние оказывает темперамент человека: импульсивность, интенсивность реакций, уровень активности провоцируют закрепление агрессивных форм поведения и формируют агрессивность как черту личности.
  5. Стремление к самоуважению, к защите от группового давления, к независимости сначала вызывает тенденцию к непослушанию, а затем, при сопротивлении окружающих, провоцирует человека к проявлению агрессии.

Басс считает, что нужно различать виды агрессивного поведения. Классификация основана на дихотомиях. В результате выделяются физическая/вербальная, активная/пассивная, направленная/ненаправленная агрессия.

— причинение боли или ущерба другому человеку. Оценить интенсивность агрессивного поведения возможно по вероятности того, что агрессия повлечет за собой ранение и насколько тяжелым оно может быть. Стреляющий в человека с близкого расстояния агрессивнее дающего ему пинка.Цель физической агрессии

Вербальные агрессии тоже выступают как болезненные и оскорбительные — как известно, словом можно убить.

    Вецлер считает, что пассивно-агрессивная защита есть не только у мужчин, но и у женщин, однако у мужчин она встречается чаще. Для современных женщин стала более характерной явная, открытая форма проявления агрессии.

   Неявная, скрытая агрессия выражается в отсутствии открытой инициативы, в перекладывании ответственности на других, в нерешительности, в создании тумана неопределенности и двусмысленности в отношениях, в частом использовании лжи и пустых извинений. Пассивная агрессия – это хроническое невыполнение по времени и по существу договоров и обещаний, откладывание дел со дня на день, странная забывчивость в выполнении просьб. Это игнорирование ожиданий окружающих, обесценивание собеседника, например, в форме перечеркивания его реальности – «Ты все выдумываешь», «Ты делаешь не так» и т.п., а так же перебивание, уклонение от ответов на вопросы, от предлагаемой собеседником темы. К этим приемам пассивно-агрессивный мужчина прибегает из-за страха быть зависимым, страха конкуренции и эмоциональной близости. «В результате он часто пребывает в плохом настроении, выставляя себя жертвой и обвиняя вас», - пишет Вецлер. У мужчин в таком случае наблюдается скрытая враждебность в адрес женщин, отказ от ответственности за мужские социальные функции и искажение реальных фактов ради этой цели.

   С.Вецлер выделяет характерный для пассивно-агрессивного поведения вопрос мужчины, адресованный его женщине: «А почему я должен для тебя что-то делать?». Это то же, что и: «А почему мужчина – я, а не ты? Почему я должен подавать тебе руку, а не ты мне? Почему на свадебной церемонии я должен взять тебя на руки, а не ты – меня? Почему я должен делать тебе предложение руки и сердца, а не ты мне?»

Т.Г.Клещунова: Честно говоря, на этот счет есть много мнений. Некоторые считают, что девочку надо обучить восточным единоборствам, чтобы она за себя постояла и т.д. Очень может быть, что она за себя постоит. Но вы представляете себе эту маму, со сгустком агрессии, воспитывающую детей? Как правило, эта мама далеко не теплая, далеко не та, что нужна ребенку. И если говорить о неагрессивности изначальной, то девочки, наделенные женственностью, и не вызывают по отношении к себе агрессии. Да, тревожные – вызывают. А почему они тревожные? Для нас, женщин, на первом месте – состояться в социальном плане. И если девочка хорошо учится в школе, то, естественно, все силы – и ее, и семьи – брошены на то, чтобы она хорошо закончила школу и поступила в престижный институт. Она в социальном плане уже дорожку проторила еще в школе. А девочка, у которой не все ладно с учебой, которая смирила себя с мыслью, что ей в этом плане ничего хорошего не предстоит? Она хочет стать хорошей матерью, женой, и уже сейчас, в подростковом возрасте у нее получается неплохо. Но установка общества на необходимость социальной успешности действует на нее таким образом, что она изначально тревожна из-за того, что она не такая успешная, как все. Можете себе представить, что она с этой тревогой в конечном итоге идет в матери, идет в жены! Но ведь тревога трансформируется в агрессию. И неизвестно, чем это еще закончится. Иногда ведь те мамы, которые целиком уходят в материнство и служат своим мужьям, начинают попивать! Алкоголизм может начаться с ее неудовлетворенности собой в этом замкнутом пространстве – в семье. И здесь тоже надо смотреть, почему она тревожна, почему она не удовлетворена материнством, допустим.

Что надо делать, чтобы ребенок рос не тревожным? Прежде всего, предотвращать всевозможные его неудовлетворенные состояния. Хочет есть – накорми. Но тут дело не только в еде. Есть такие матери, которые считают, что ребенку прежде всего необходимо быть чистым, накормленным, а все остальное – потом. Но это «потом» откладывается на такое далекое время, что ребенок испытывает голод по эмоциям, по любви матери. И тут на первом месте должно быть не просто доброжелательное, теплое отношение матери, она должна, что называется, это самое материнство проявлять через огромную любовь по отношению к ребенку. Пусть ей приходится порой даже не докормить ребенка, но дать ему любви. А то ведь получается, как в анекдоте по этому поводу, простите за грубость: «Боря, ешь кефир, чтоб ты сдох, это полезно для здоровья». Нередко именно по такому принципу воспитывают детей. И в конечном итоге у ребенка удовлетворяются только простые импульсы, то есть стимулы, которые действуют, удовлетворяются на простом уровне. А про сложный уровень и речи не ведется. Удовлетворить импульсы сложного уровня – это значит позаниматься с ребенком, разбудить в нем какие-то вибрации души в нравственном плане, там, где действуют очень сложные стимулы. Тогда ребенок начинает очень много размышлять; и агрессия, через его приобщение к творчеству, книгам, к музыке, уходит, снимается. Так что переживания чрезмерного неудовольствия мы должны предотвращать в раннем детстве.

Тут стоит различать простое неудовольствие и капризы. Чувство эмпатии по отношению к ребенку всегда помогает матери понять, что ощущает ребенок, действительно ему чего-то не достает или он капризничает. А когда он капризничает, он ведь добивается чего-то определенного. Особенно после трех лет, тут мы должны быть внимательны. Мы должны обязательно удовлетворять потребность ребенка в автономии. Что значит – в автономии? На первых порах, когда он еще маленький, надо давать ему возможность размышлять в одиночку. Когда мы с ним читаем, что-то рассматриваем вокруг, ему нужно время все это проиграть в себе, как бы все разложить по полочкам. Ребенок нуждается не просто в размышлении, а во внутреннем удовлетворении. Причем это важно не только для маленьких детей, но и для подростков. И если мы их бесконечно понукаем: «Что ты сидишь! Что ты лежишь! Давай делом занимайся!» – мы очень вредим их развитию. Да, им нужно поразмышлять. Да, им нужно успокоиться, быть может, немножечко подкорректировать себя в психологическом плане. Помимо этого, когда маленький ребенок развивается, ему нужно давать ощущение безопасного дома, чтобы он больше двигался, чтобы он изучал мир, чтобы тут не было этих опасных утюгов, которые могут на него свалиться, не было открытых розеток – сделать все, чтобы он мог изучать мир. Причем не держась за маму. Но при всем этом родители обязаны установить ограничения, как можно раньше. Определенные ограничения у ребенка должны быть уже в 2,5-3 года. Слово «нельзя» должно употребляться в тех случаях, когда дело касается его здоровья, нравственных моментов. Научение же обязательно должно сопровождаться словом «не надо».

Понятно, что девочки так же переживают стресс рождения, но они изначально знают, что они — будущие матери и могут дать жизнь и Любовь… Девочки соединены со своей женской сутью изначально.

Мальчики своей женской части не принимают. И это вторая причина внутреннего конфликта. Культура всячески подавляет «женские» аспекты поведения у мальчиков: «Не плачь, ты же мальчик! Мальчики не жалуются! Мальчик должен быть сильным и храбрым! и т.д.»…

И мальчик с детства начинает стыдиться своего «немужского» проявления в жизни.
С одной стороны, бессознательное желание снова вернуться в утробу матери ( а она ведь женщина!), с другой — злость (также бессознательная) на нее, что этого повторить уже никогда нельзя.

Непринятие своей женской части и невозможность вернуться в теплое и безопасное место — утробу матери, порождают стойкий внутренний конфликт и внутреннюю войну…

С кем бы мы ни сражались в реальной жизни, мы всегда воюем сами с собой…

Помогайте ребенку понять, что с ним происходит, какие эмоции он испытывает, проговаривая их.

Поиграйте с ребенком в активные игры, помогающие выплескивать сильные эмоции.

Выражать агрессию можно через работу с телом. Спортивная секция поможет ребенку почувствовать себя легче и выплеснуть эмоции.

Другой метод, помогающий направить энергию агрессии в конструктивное русло, это умение не поддаваться  своим эмоциям и не заводиться с пол-оборота. Любое противодействие, малейшие трудности, незначительные возражения вызывают в нас желание всех «стереть в порошок», лишь бы устранить возникшее препятствие. Задумайтесь над тем, как вы выглядите в гневе, и, когда вдруг поддались своей скоротечной реакции, посмотрите на себя в зеркало – это и есть ваша сущность?! Неужели это искореженное лицо гневливой маской является вашей неотъемлемой частью? Вот это и есть источник ваших проблем, ваших страданий. Вы несете полную ответственность за вашу реакцию, нужно ли отвечать агрессией на агрессию. Освободиться от пагубной привычки вам помогут релаксационные методики. К ним относятся медитация и аутотренинг. Цель медитации – не подавлять агрессию или искусственно опустошать свое сознание, а позволить агрессии выйти наружу и рассеяться, не оставляя травмирующих следов. Цель аутотренинга – снять внутреннее напряжение, возникшее вследствие переживания агрессии, и уравновесить свое душевное состояние.

— Читайте малышу сказки и проигрывайте ситуации в кукольном театре. Так ребенок быстро поймет, что не нужно стыдится своих чувств, но и будет понимать, что злость и агрессия ни к чему хорошему не приводят.

Проявление агрессии – не патология, но такая ситуация нуждается во внимании и целенаправленной коррекции.

Вернуться назад