Нормы пульса для детей и взрослых | Активный отдых
Пульс (частота сердечных сокращений) непостоянен. Он зависит от многих факторов, таких как возраст, состояние здоровья, тренированность организма, температура окружающей среды и многие другие. Таким образом, сердце помогает организму адаптироваться к различным условиям внешней и внутренней среды.
Возрастные изменения пульса особенно заметны у детей. У новорожденных малышей сердце бьется в 2 раза чаще, чем у взрослых. По мере взросления, становления адаптационных механизмов в организме, частота сердечных сокращений уменьшается и к 12–16 годам становится как у взрослых. После 50 лет, особенно у нетренированных людей ведущих сидячий образ жизни, сердце постепенно дряхлеет и пульс учащается.
Таблица 1. Нормы пульса для детей и взрослых
Возраст | Среднее значение пульса | Границы нормы пульса |
до 1 мес | 140 | 110–170 |
1–12 мес | 132 | 102–162 |
1–2 года | 124 | 94–154 |
2–4 года | 115 | 90–140 |
4–6 лет | 106 | 86–126 |
6–8 лет | 98 | 78–118 |
8–10 лет | 88 | 68–108 |
10–12 лет | 80 | 60–100 |
12–15 лет | 75 | 55–95 |
15–50 лет | 70 | 60–80 |
50–60 | 74 | 64–84 |
60–80 | 79 | 69–89 |
Возраст
Среднее значение пульса
(уд/мин)
Границы нормы пульса
(уд/мин)
до 1 мес
140
110–170
1–12 мес
Норма
0-1 день
120-140
1-3 дня
Первый удар, который вы услышите – это и есть верхнее давление, последний называется нижним давлением.
Систолическое
Систолическое давление рассчитывается так:
- У детей до 1 года норма вычисляется по такой формуле: 76+2n, где буква «n» – это количество месяцев.
- У детей старше 1 года норма такого давления вычисляется по формуле: 90+2n, где буква «n» – это количество лет.
Диастолическое
Диастолическим называют давление на стенки артерий, которое проявляется между сокращениями сердечных мышц, является нижним значением АД. Нормой у детей до 1 года является от двух третьих и до одной второй максимального систолического давления.
— 4-6 лет – 106 ударов за минуту;
— 6-8 лет – 98 ударов за минуту;
— 8-10 лет – 88 ударов за минуту;
Как правильно измерить ЧСС
Узнать частоту пульса у детей просто. Удобно выполнять процедуру с секундомером.
Успокойте малыша, помогите принять удобную позу. У детей для измерения пульса можно взять бедренную, лучевую, подколенную артерию, есть еще варианты на шее, виске, тыльной стороне стопы, в паху – везде, где проходят главные артерии, даже на открытом родничке.
Для новорожденных младенцев больше подходит височная или сонная артерия, у взрослых детей – лучевая. Если у ребенка повышенное артериальное давление (АД),пульс контролируют на лодыжке.
Измерение пульса детям на запястье
Подростки должны уметь во время тренировки контролировать состояние своего здоровья. Одним из методов такого самоконтроля является подсчет пульса до начала тренировки и после ее окончания.
При подсчете пульса следует обращать внимание не только на частоту ударов, но и на их ритмичность. Между физической нагрузкой и частотой пульса существует прямая зависимость, т.е. чем выше нагрузка, тем чаще пульс.
Причинами появления брадикардии у детей могут быть:
- Миокардит;
- Дисфункция синусового узла;
- Атриовентрикулярная блокада;
- Ваготония;
- Внутричерепная гипертензия;
- Гипотиреоз.
- мерцательная аритмия, желудочковая экстрасистолия.
Ритм пульса:
- у здоровых детей 2-11 лет возможна дыхательная аритмия (на вдохе учащение ЧСС, на выдохе — урежение)
- неритмичный пульс: мерцательная аритмия, экстрасистолия.
А определяется это последующей формуле: 220 – возраст ребенка. Полученное число и считается показателем нормального пульса при нагрузках.
Если давление стенок артерий ниже полученного показателя, физическую активность следует увеличить, если превышает более чем на 10 – 20 ударов в минуту, нагрузку необходимо немного облегчить.
Сильная физическая активность влияние на работу сердца. Поэтому производить подсчет сокращений необходимо регулярно перед тренировкой, во время нее и после. Стоит отметить, что сердцебиение после занятий при условии отсутствия патологии приходит в норму через 3 – 4 минуты. Если на это уходит намного больше времени, имеется повод обратиться к врачу.