Как держать правильный пост? » Благоздравница
Интересно, как сегодня возросло внимание к постам. Даже люди далекие от Православия нередко пытаются поддерживать эту «традицию». А другие, ищущие путь к воцерковлению, наоборот, боятся, что не вынесут тягот отказа от разнообразной пищи.
Причин такого явления несколько. Во-первых, Церковная жизнь долгие десятилетия была под запретом. Общество перестало относиться к постам, как чему-то естественному. Появилось множество толкований и личных мнений о том, насколько они необходимы, тяжелы, как держать правильный пост, какова будет польза для здоровья и так далее.
Во-вторых, сегодня очень модны разные диеты. Огромное количество людей убеждены, что почти все в их жизни зависит от питания. И конечно они не могли пройти мимо возможной пользы поста для организма.
И, поодаль этого бурного потока идей, существует ясное и непротиворечивое понимание поста, как способа усмирить плотские страсти и возвысить свой дух.
Как известно соблюдение поста – это жертва верующего человека Господу Богу в качестве благодарности за все его милости в этой жизни. Во имя своей веры каждый посвященный человек должен отказаться от всех телесных наслаждений для укрепления своей души и усмирения тела. А чтобы соблюдение поста прошло во благо следует знать о том, как правильно соблюдать пост.
Главные правила соблюдения поста
В традициях православных верующих выделяют ежедневные, однодневные и многодневные посты. Во время поста нужно отказаться от употребления в пищу масла сливочного, мяса, молока, сыра, яиц, кисломолочных продуктов, а также рыбы.
В течение всех недель поста в понедельник, среду и пятницу можно кушать только один раз в день вечером. В эти дни можно употреблять только холодную и сырую пищу, без добавления растительного масла. Это может быть хлеб, овощи и фрукты, маринады. Такие дни поста называются «сухоядение».
По вторникам и четвергам разрешается кушать пищу, приготовленную с использованием ее термической обработке. Но при приготовлении блюд все еще нельзя использовать растительное масло. Только в субботу и воскресенье можно готовить блюда на растительном масле, кушать два раза в день и даже позволить себе бокал виноградного вина. Это правила, как поститься в Великий пост священнослужителям. Что касается вопроса, как поститься в великий пост мирянам, то правила могут быть ослаблены. Об этом надо поговорить со священнослужителем. Не соблюдать пост разрешается беременным и кормящим женщинам, детям до 14 лет, больным и пожилым людям.
Это надо знать! В праздник Благовещения Пресвятой Богородицы (в 2016 году приходится на понедельник 7 апреля), Вербное воскресенье (в 2016 году выпадает на 24 апреля) можно кушать рыбу и рыбные блюда. В Лазареву субботу (в 2016 году приходится на 23 апреля), можно кушать икру рыбы.
Во-вторых, за неделю до Великого Поста верующие
уже не едят мяса мясопустная неделя традиционно
приходится на Масленицу), а выход из поста –
разговение, это отнюдь не обжорство, как думают
некоторые, а употребление небольших порций
определенных непостных продуктов в определенном
порядке. Мясо разрешено есть не в Пасху, а позже.
"При телесном посте, - пишет святитель Василий Великий, - чрево постится от пищи и пития; при душевном посте душа воздерживается от злых помыслов, дел и слов. Настоящий постник воздерживается от гнева, ярости, злобы и мщения. Настоящий постник воздерживает язык от празднословия, сквернословия, пустословия, клеветы, осуждения, лести, лжи и всякого злоречия. Словом, настоящий постник тот, кто удаляется от всякого зла...".
"Один телесный пост не может быть достаточным к совершенству сердца и чистоте тела, если не будет соединен с ним и пост душевный, - пишет преподобный Иоанн Кассиан Римлянин. - Ибо и душа имеет свою вредную пищу. Отяжеленная ею, душа и без избытка телесной пищи впадает в сладострастие. Злословие есть вредная пища для души, и притом приятная. Гнев есть также пища ее, хотя вовсе не легкая, ибо часто питает ее неприятной и отравляющей пищей. Зависть - пища души, которая растлевает ее ядовитыми соками, мучит ее, бедную, и чужим успехом. Тщеславие - пища ее, которая на время услаждает душу, потом опустошает, лишает всякой добродетели, оставляет бесплодной, так что не только губит заслуги, но еще и навлекает большое наказание. Всякая похоть и блуждание непостоянного сердца - тоже пища души, наполняющая ее вредными соками, а после оставляющая без небесного Хлеба... Итак, воздерживаясь от этих страстей во время поста насколько у нас хватает сил, мы будем иметь полезный телесный пост. Утруждение плоти, соединенное с сокрушением духа, составит приятную жертву Богу и достойную обитель святости в сокровенности чистого, благоукрашенного духа. Но если (лицемерно) постясь только телесно, мы будем запутаны гибельными пороками души, то истомление плоти не доставит нам никакой пользы при осквернении самой драгоценной части, то есть души, которая могла быть жилищем Святого Духа. Ибо не столько плоть, сколько чистое сердце бывает храмом Божиим и жилищем Святого Духа. Следовательно, постясь по внешнему человеку, вместе нужно воздерживаться от вредной пищи и по внутреннему, которого святой апостол особенно убеждает сохранить чистым для Бога, чтобы удостоиться принять в себя Гостя - Христа".
Сущность поста выражена в следующем церковном песнопении: "Постясь от брашен, душа моя, а от страстей не очищаясь, - напрасно утешаемся неядением: ибо - если пост не принесет тебе исправления, то возненавидена будет от Бога, как фальшивая, и уподобится злым демонам, никогда не ядущим".
Но кто не имеет возможности разбирать пищу, тот употребляй все, что Бог даст, но без излишества; но зато непременно строго постись душой, умом и мыслями, и тогда пост твой так же будет приятен Богу, как пост самого строгого пустынника.
Цель поста — облегчить и усмирить тело, обуздывать пожелания и обезоруживать страсти. Потому Церковь, спрашивая тебя о пище, не столько спрашивает о том, какую употребляешь ты пищу, сколько о том, для чего ты употребляешь ее”.
Господь Сам одобрил поступок царя Давида, когда тот по нужде должен был нарушить правило и есть “хлебы предложения, которые не должно было есть ни ему, ни бывшим с ним” (Мф. 12, 4). Поэтому, учитывая необходимость, можно и при больном и слабом теле и преклонном возрасте для поста делать послабления и исключения. Св. ап. Павел так пишет своему ученику Тимофею: “Впредь пей не одну воду, но употребляй немного вина, ради желудка твоего и частых твоих недугов” (1 Тим. 5, 23).
Преп. Варсонуфий Великий и Иоанн говорят: “Что такое пост, как не наказание тела для того, чтобы усмирить тело здоровое и сделать его немощным для страстей по слову апостола: “Когда я немощен, тогда силен” (2 Кор. 12, 10). А болезнь более сего наказания и вменяется вместо поста — ценится даже более его. Кто переносит ее с терпением, благодаря Бога, тот через терпение получает плод спасения своего. Вместо того чтобы ослабить силу тела постом, оно бывает уже ослаблено болезнью.
Благодари же Бога, что ты освободился от труда поститься. Если и десять раз в день будешь есть — не печалься: ты не будешь осужден за то, так как поступаешь так не в поблажку себе”.
О правильности нормы поста прп. Варсонуфий Великий дает такое указание: “Касательно поста скажу: осяжи сердце твое, не окрадено ли оно тщеславием, и если не окрадено, осяжи вторично, не делает ли тебя пост сей немощным и в исполнении дел, ибо немощи этой не должно быть, и если и в этом не вредит тебе, пост твой правильный”.
Как говорил пустынник Никифор в книге прот. В.Свенцицкого “Граждане неба”: “Господь требует не голода, а подвига. Подвиг — это то, что может человек сделать самого большого по своим силам, а остальное по благодати. Силы наши теперь слабые, и подвигов больших Господь с нас не требует. Я пробовал сильно поститься, и вижу, что не могу. Истощаюсь — нет сил молиться как надо. Однажды так ослаб от поста, встать правило прочесть не могу”.
Здесь пример неправильного поста. Еп. Герман пишет: “Изнеможение есть признак неправильности поста; оно так же вредно, как и пресыщение. И великие старцы вкушали суп с маслом на первой неделе Великого поста. Больную плоть нечего распинать, а надо поддерживать”.
Итак, всякое ослабление здоровья и трудоспособности при посте говорит уже о его неправильности и превышении его нормы. “Мне более нравится, чтобы изнурялись более от работы, чем от поста”, — говорил один пастырь своим духовным детям.
Лучше всего, когда постящиеся руководствуются указаниями опытных духовных руководителей. Следует вспомнить следующий случай из жизни прп. Пахомия Великого.
В одном из его монастырей в больнице лежал монах, истощенный болезнью. Он попросил прислуживающих дать ему мяса. Те отказали ему в этой просьбе, исходя из правил монастырского устава. Больной попросил отнести себя к прп. Пахомию. Преподобный был поражен крайним истощением инока, заплакал, глядя на больного, и стал укорять больничных братии за их жестокосердие. Он велел немедленно исполнить просьбу больного, чтобы укрепить его ослабевшее тело и ободрить унылую душу.
Вы должны дождаться завершения кормления грудью.
Нужно ли мне держать пост, если я кормлю грудью? Моему ребенку уже больше годика, но материнское молоко остается его основным питанием, он просто больше ничего не хочет кушать. С одной стороны, есть желание соблюдать пост, и я его соблюдаю, но правильно ли я поступаю по отношению к своему ребенку? Правда ли, что после года приоритет должен быть в пользу поста? Альфия.
Вам не следует поститься. Пока вы кормите ребенка (а это 2 года), приоритетом является кормление ребенка, а не пост.
Мой муж держит уразу. Я — кормящая мать и немусульманка. Муж говорит, что, так как я не держу уразу, он должен заплатить за меня: каждый день кормить малоимущего (из такого расчета). Я сомневаюсь в его правоте, так как в интернете есть информация, что Бог освобождает кормящих матерей от поста.
И еще интересует: если уразу не держит кормящая мусульманка, в этом случае надо кормить бедных, неимущих? Юля.
1. Вы не являетесь мусульманкой, а потому ничего платить ему за вас не надо.
2. Не надо. Она восполнит пропущенные дни поста постом после того, как завершит кормление /23/.
Разное
Когда я кормила ребенка грудью, то не держала пост в Рамадан. Я не успела возместить эти дни до наступления следующего Рамадана, и так продолжалось 3 года. Теперь я возместила дни поста, но знаю, что надо еще выплатить деньги (или накормить бедных) за эти дни. Надо, насколько я знаю, выплачивать в тройном объеме за 3 прошедших года. На данный момент мы с мужем разведены. И вопрос мой в том, кто должен выплачивать эти деньги — я или муж? Ведь на тот момент мы еще были женаты, и я кормила его ребенка. Помогите разобраться с этим вопросом. Рузанна.
Перед началом поста нужно будет составить свое ежедневное меню. Следует помнить о достаточном объёме жидкости. Но не более 2 литров в день. В него входит зелёный чай, вода, напитки без газа. Слабые алкогольные напитки разрешены в некоторые дни, а также по субботам и воскресеньям. На первый взгляд, кажется, что питаться предстоит только кашами, но комбинирование продуктов может быть самое разное. Например: капустные котлеты, тушеные грибы или овощи, салаты. Вариантов масса.
Для тех, кто будет придерживаться поста впервые, будет сложно, для начала им необходимо воздержаться только от мяса, яиц и молока. Ни в какое случае не надо сразу начинать поститься, это может оказаться вредно для здоровья.
По субботам и воскресениям, праздникам можно есть дважды, добавлять в еду постное масло и употреблять немного вина. На Благовещение и Вербное воскресенье можно есть рыбу, а в Лазареву субботу – икру.
Беременным, больным и детям разрешается не поститься. Более того, упрямое следование своей ежегодной привычке может стоить им здоровья.
Пост это не цель, а лишь средство, возможность подумать о своей душе, отказавшись от пищи, секса, массажных и релаксирующих SPA-процедур, регулярно молясь и причищаясь.
«Истинный пост — есть удаление от зла, обуздание языка, отложение гнева, укрощение похотей, прекращение клеветы, лжи и клятвопреступления», — учит святой Иоанн Златоуст.