» » Диагностика готовности ребенка к школе

Диагностика готовности ребенка к школе

Диагностика интеллектуальной готовности детей к школе. - Мои статьи - Интересные статьи

Диагностики  интеллектуальной готовности детей   к школе.

Современная школа, ориентированная на развитие разностороннее развитие личности с учетом индивидуализации учебного процесса, нуждается в грамотной диагностике психологической готовности ребенка к школьному обучению. Результаты различных многолетних исследований школьной готовности показали, что фактор интеллектуального развития является хоть и недостаточным, но бесспорно необходимым условием успешного перехода ребенка к школьному обучению. Именно запрос на исследование интеллектуальной готовности и обусловил необходимость разработки различных методик для диагностирования этого аспекта школьной зрелости.

1.1. Методика диагностики интеллектуального развития Л. А. Венгера.

Доктор психологических наук, профессор Л. А. Венгер, который руководил лабораторией НИИ дошкольного воспитания,  и его коллеги работали над проблемой  диагностики умственного развития. Умственное развитие рассматривается авторами методик как процесс присвоения ребенком определенных форм общественного опыта, материальной и духовной культуры, созданной человечеством. Центральным звеном. Как показали авторы исследования, именно лежит детей раннего и дошкольного возраста. Авторами методик главным ориентиром при создании методик стало познавательное ориентировочное действие как основная структурная единица познания. По их мнению, в основе умственного развития лежит овладение разными видами познавательных ориентировочных действий (перцептивными и мыслительными).

Венгером были выделены 5 типов познавательных действий:

3 типа перцептивных действий

- перцептивное моделирование

- действия идентификации

- приравнивание к эталону

 2 типа мыслительных действий.

- наглядно-образное мышление

На основе этого, Л.А.Венгер и его коллеги создали методику, позволяющую определить уровень интеллектуального развития для дошкольников.

Диагностика степени овладения перцептивными действиями моделирующего характера. Методика "Перцептивное моделирование".

Цель: выявление уровня развития перцептивных действий.

Описание: ребенку предлагается сложить фигуру,  состоящих из деталей геометрической формы,  в соответствии с данным образцом. Для правильного выполнения задания ребенок должен был уметь различать разнообразные геометрические фигуры (треугольники разной формы, квадраты и др.) и правильно располагать их в пространстве (в соответствии с образцом).

Диагностика степени овладения действием идентификации.

Цель: выявление степени овладения действием идентификации

Описание: методика  представляет собой поиск ребенком цветового объекта, идентичного образцу, в цветовой матрице из 49 элементов (задания на выбор цветовых объектов). Ребенку предоставляется лист, на котором определенным образом расположены квадраты  (5 цветов, каждый цвет имеет 5 оттенков). Психолог по очереди предъявляет квадраты и ребенок на своем листе должен будет показать предъявляемый квадрат.

Диагностика степени овладения действиями отнесения свойств предметов к заданным эталонам

Цель: выявление степени овладения действиями отнесения свойств предметов к заданным эталонам


Уровень произвольного запоминания
Методика "Заучивание 10 слов" используется для оценки объёма запоминаемого материала, выявляет умение ребёнка применяя способы логического запоминания.
Инструкция к проведению
Мы будем играть с тобой в "запоминалки". Я буду читать тебе слова, а ты слушай внимательно и постарайся запомнить их как можно больше. Подумай, как можно быстрее их запомнить. Слова: кошка, автобус, дождь, собака, зонт, рыбка, дорога, молоко, аквариум, кость.
Рекомендуется четырёхкратное предъявление без нарушения последовательности произнесения слов.

Оценка результатов:
Высокий –3б –1 предъявление – 5-6 слов, 4 – 8-10 слов
Средний - 2б – 1 предъявление – 3 – 4  слова, 4 – 5-7 слов
Низкий - 1б – 1 предъявление  - 0-3 слова, 4 – 4-5 слов
Качественный анализ: количество воспроизводимых слов по кривой запоминания.


Уровень наглядно – образного мышления
Тест "Выбери фигуру"
Инструкция к проведению
Ребёнку предъявляется бланк,  в левой части которого изображены геометрические фигуры, а в правой – элементы, из которых они могут быть составлены. Ребёнку необходимо, комбинируя в уме элементы заданной фигуры, придти к правильному выбору, найти необходимый набор деталей: 1 – б, 2 – а, 3 – в, 4 – г, 5 – а, 6 – в, 7 – б.
Оценка результатов
Ребёнку предлагается решить 7 проб. Правильное решение каждой пробы оценивается в один балл.
Высокий уровень – 3б.(6 -7 правильных выборов)
Средний – 2б. (3-5 правильных выборов)
Низкий – 1б.  (0-2 правильных выбора)


Тест "Кубики"
Инструкция к проведению
Ребёнку предлагается рассмотреть кубики: один расположен вверху и три ниже.
Ему необходимо внимательно рассмотреть нижние кубики, сравнить их с верхним, найти тот, который похож на него. Правильные ответы: 1 – б, 2 – в, 3 – а, 4 – в, 5 – б, 6 – в.

Оценка результатов
Ребёнку предлагается решить 6 проб. Правильное решение каждой пробы оценивается в один балл.
Высокий уровень –3б.(5-6  правильных выборов)
Средний – 2б.(3-4 правильных выборов)
Низкий – 1б.(0-2 правильных выбора)


Словесно – логическое мышление
Вербальная классификация
Выявляет уровень сформированности понятий посредством операции классификации.
Инструкция к проведению
Из пяти слов выбери то, которое ты считаешь лишним.
1. Тюльпан, лилия, слива, ромашка, фиалка.
2. Река, озеро, море, мост, пруд.
3. Кукла, скакалка, кирпич, мяч, юла.
4. Стол, ковер, кресло, кровать, табурет.
5. Курица, петух, орел, гусь, индюк.
6. Круг, треугольник, четырехугольник, указка, квадрат.
7. Саша, Витя, Петров, Стасик, Коля.
8. Веселый, быстрый, грустный, вкусный, осторожный.

1-6 - высокий уровень
7-11 - средний уровень
12-15 - низкий уровень (требуется дополнительная углубленная диагностика)

Кто что думает? Может есть еще что то подобное, для тестирования ребенка?

Источник

И вот еще опросник, мне показалось интересным)))

ОПРОСНИК

Выявляет общий уровень мышления, кругозор, развитие социальных качеств.

Проводится в виде беседы “вопрос–ответ”. Задание может звучать так: “Сейчас я буду задавать вопросы, а ты постарайся ответить на них”. Если ребенку трудно сразу ответить на вопрос, можно помочь ему несколькими наводящими вопросами. Ответы фиксируются в баллах, затем суммируются.

    1. Какое животное больше – лошадь или собака?
  1. Какое животное больше – лошадь или собака?
      (лошадь = 0 баллов;
    (лошадь = 0 баллов;
      неправильный ответ = -5 баллов)
    неправильный ответ = -5 баллов)
    1. Утром мы завтракаем, а днем...
  1. Утром мы завтракаем, а днем...
      (обедаем, едим суп, мясо = 0;
    (обедаем, едим суп, мясо = 0;
      ужинаем, спим и другие неправильные ответы = -3 балла)
    ужинаем, спим и другие неправильные ответы = -3 балла)

10. Уметь составить рассказ по картинке или по серии картинок. В некоторых школах детям предлагают сначала расположить картинки в нужном порядке, а потом рассказать по ним историю. Рассказ должен быть связным, иметь начало и конец. Очень поощряется хотя бы упоминание об эмоциональном состоянии героев («На этой картинке девочка грустная, потому что у нее улетел шарик», «Мальчик очень обиделся», «Дети обрадовались, что им построили горку» и т. д.).

11. Знать основные геометрические фигуры (круг, овал, треугольник, квадрат, прямоугольник) и видеть их сочетания (на этой картинке два треугольника и один квадрат). Уметь их нарисовать.

12. Запомнить 5—7 из 10 четко названных простых слов.

13. Запомнить и назвать не менее шести из 12 картинок, одновременно продемонстрированных ребенку в течение 30 секунд.

14. Уметь рассказать наизусть небольшое стихотворение.

15. Уметь отвечать на вопросы типа «Что бывает раньше — обед или ужин? Весна или лето?», «Кто больше — корова или коза? Птица или пчела?», «У коровы детеныш — теленок. А у лошади?».

16. Знать 10—12 основных цветов.

17. Уметь нарисовать фигуру человека со всеми основными частями тела (включая шею, пальцы и т. д.).

          Если ребенок уверенно владеет всеми выше перечисленных навыками и умениями, то, скорее всего, в школу он успешно поступит и учиться в первом классе будет без особых учебных проблем.

 
Рекомендации родителям будущих первоклассников

Инструкция. "Здесь нарисованы точки. Попробуй сам нарисовать такие же вот здесь" (показать где).

1 балл - точное воспроизведение образца. Нарисованы точки, а не кружки. Какие-либо
незначительные отклонения одной или нескольких точек от строки или колонки допускаются. Может быть любое уменьшение фигуры, увеличение же возможно не более чем вдвое.

2 балла - число и расположение точек соответствует заданному образцу. Отклонение не более трех точек от заданного положения можно не учитывать. Допустимо изображение кружков вместо точек.

2. Экспериментальная часть.

    Основной целью психологического обследования ребенка
при приеме в школу
является распознавание его индивидуальных особенностей, а также продолжение
их дезадаптации.

Выделяется три аспекта школьной зрелости: интеллектуальной, эмоциональной
и социальной. Под интеллектуальной зрелостью понимается дифференцированное
восприятие, включающее фигуры из фона, концентрацию внимания, аналитическое
мышление, возможность запоминания, умение воспроизводить образцы, а также
развитие таких движений руки сенсомоторную координацию.

Эмоциональной зрелостью понимается как уменьшение импульсивных
реакций и возможность длительное время выполнять не очень привлекательные
задания.

К социальной зрелости относится потребность в общении со сверстниками
и умение подчинить свое поведение законам детских групп, а также способность
исполнить роль ученика в ситуации школьного обучения.

На основании этих параметров создаются тесты для определения
школьной зрелости.

2.1. Методики исследования.

В одной  из методик (по Т.Д. Марцинковской) на мотивационную готовность ребенка к школе, выявляющая его внутреннюю позицию, ребенку предлагается набор  определенных вопросов, который взрослый читает вслух. Ребенок должен выбрать один из вариантов поведения. Примеры вопросов:  Если бы было две школы - в одной ставили бы за хорошие ответы пятерки и четверки, а в другой давали бы сладости и игрушки, то в какой из них ты бы хотел учиться?  Если бы было две школы - в одной можно вставать только с разрешения учительницы и поднимать руку, если ты хочешь что-то спросить, а в другой можно делать на уроке все, что хочешь, то в какой из них ты бы хотел учиться?  Если бы было две школы - в одной задавали бы уроки на дом, а в другой нет, то в какой из них ты бы хотел учиться?  Если бы соседский мальчик спросил тебя: "Что тебе больше всего нравится в школе?", то что бы ты ответил ему? Исходя из выбранных ответов оценивается уровень готовности и желание ребенка идти в школу.

Когда появляется много ошибок и пропущенных букв, а ребенок больше смотрит в окно, чем на листок, громко скажите:

"Ну все, ты устал, но тебе осталось поработать всего лишь еще одну минуту, а потом ты свободен". Детям 5-6 лет можно сказать, что осталось зачеркнуть еще одну строчку. После этого внимательно посмотрите, изменилась ли деятельность ребенка, повысилась ли его работоспособность.

Оценка и интерпретация результатов

При работе нужно наблюдать за ребенком и отмечать, через какое время начинает снижаться работоспособность. Ошибкой считается не только неправильно зачеркнутая, но и пропущенная буква или фигура.

3

высокий

Для определения же уровня развития логического мышления необходимо соблюдение следующих условий:
1. Задание считается выполненным, если все картинки набора связаны в единый рассказ, т. е. в цепь определенных событий.
Задание не выполнено, если ребенок описывает содержание каждой картинки самостоятельно, без связи между ними. Если связь между картинками одного набора в рассказе ребенка не явна, следует задать уточняющие вопросы.
2. Задание выполнено, если последовательные картинки объединены логически, причинно-следственными связями. Чтобы уточнить, устанавливает ли ребенок такие логические связи, необходимо задавать ему уточняющие вопросы:
"Почему произошло именно так? Как ты догадался, что это так?" И если при ответе на вопрос ребенок обращается к соседним картинкам (предыдущей или последующей), значит, он способен выявить причинно-следственные связи. При этом неважно, разложены картинки "по порядку" или нет. Главное, чтобы ребенок смог объяснить связи между последующими картинками, смог объединить их в логическое целое.
3. При определении уровня развития логического мышления не оценивается "красота" рассказа, т. е. богатство речи, подробность описания, наличие прямой речи и т. д., так как это имеет отношение к развитию связной речи, но не к логическому мышлению.
После составления рассказа:
1 балл — рассказ составлен по трем картинкам правильно, но на уточняющие вопросы не отвечает, логические связи не обосновывает.
2 балла — рассказ составлен по трем картинкам, отвечает на уточняющие вопросы, четко выявляются логические связи.
3 балла — рассказ составлен по четырем картинкам правильно, но на уточняющие вопросы не отвечает, логические связи не обосновывает. Отвечает на уточняющие вопросы, четко выявляются логические связи.


Определение уровня развития логического мышления на основе составления рассказа по последовательным картинкам

Баллы

1

низкий

2

средний

3

высокий

Баллы

4-3 балла - примитивный рисунок головы с конечностями, изображен
на одной линии. По принципу "палка, палка, огуречик - вот и
вышел человечек".

1-2 балла - отсутствие ясного изображения туловища, конечностей,
головы и ног. Каракули.

XIV. Методика определения уровня развития
коммуникативной сферы

Уровень развития общительности ребенка определяется в детском саду
воспитателем во время общих детских игр. Чем активнее ребенок в
общении со сверстниками, тем выше уровень развития коммуникативной
системы.

10 баллов - сверхактивный, т.е. постоянно тормошит сверстников,
вовлекая в игры, общение.
9 баллов - очень активный: вовлекает и сам активно участвует в играх
и общении.
8 баллов - активный: идет на контакт, участвует в играх, иногда
сам вовлекает сверстников в игры, общение.
7 баллов - скорее активный, чем пассивный: участвует в играх, общении,
но сам не понуждает к этому других.
6 баллов - трудно определить, активный или пассивный: позовут играть
- пойдет, не позовут - не пойдет, сам активности не проявляет, но
и участвовать не отказывается.
5 баллов - скорее пассивный, чем активный: иногда отказывается от
общения, но участвует в играх и общении.
4 балла - пассивный: только иногда участвует в играх, когда его
настойчиво приглашают.
3 балла - очень пассивный: не участвует в играх, только наблюдает.
2 балла - замкнутый, не реагирует на игры сверстников.

XV. Методика по определению состояния долговременной
памяти

Попросите ребенка назвать ранее заученные слова через час. Инструкция.
"Вспомни те слова, которые я тебе читал".

Оценка 10 баллов - если ребенок воспроизвел все те слова. Каждое
невоспроизведенное слово уменьшает оценку на 1 балл.

Оценка результатов

Коэффициент психологической готовности (КПГ) ребенка к школе определяется
отношением суммы оценок к числу методик. При этом КПГ до 3 баллов
оценивает неудовлетворительную готовность, до 5 баллов - слабую,
до 7 баллов - среднюю, до 9 баллов - хорошую и до 10 баллов - очень
хорошую готовность.

Статья подготовлена по методической разработке А.И. Фукина и Т.Б.
Курбатской

Другие публикации по теме данной статьи:

- От игры к
учебе, или кризис 6-7 лет
- Скоро в школу,
или кризис семи лет
- Потребность
ребенка в созидании
- Что такое
школьная зрелость?
Готовность
к школе-
- Готовность
к школе и условия успешной учебы
-
Интеллектуальная
готовность ребенка к школе - Что важно
уметь и понимать ребенку при поступлении в школу
- О социальной
готовности ребенка к школе
- Психологическая
готовность ребенка к школе
- Подготовка
ребенка к школе: полезные советы
- Как заранее
предупредить возможные проблемы в учебе

Наверх