Каков смысл жизни?
Какова цель жизни? Зачем человек живет? Все это - вечные философские вопросы, ответы на которые люди ищут в течение всей своей жизни, а человечество – на протяжении всей истории. Истинного ответа на вопросы о смысле жизни и о цели жизни нет, но попытка решить для себя этот вопрос уже облегчает человеку жизнь.
Смысл жизни – это не данность, а, скорее, процесс, - с возрастом смысл жизни может меняться, а, следовательно, меняется и цель жизни.
Раньше, во времена натурального хозяйства все необходимые в быту предметы и продукты питания люди производили сами. Сами сеяли, сами собирали урожай, ткали, шили, делали лапти и лепили горшки. Но был в селе человек, который умел что-то особенное. Например, кузнец. Он был сильным, молотил кувалдой по наковальне, делал вещи нехитрые, но крайне нужные — косы, топоры, подковы. Но это было единственное, что он делал — так зарождалась узкая специализация. Кузнецу платили за работу, поэтому пищу, одежду, лапти и горшки он мог купить.
И еще был дьячок, который один-единственный на все село (ну не считая разве что попа) умел читать. Ему не надо было вставать ни свет ни заря, чтобы гнуть спину в поле — он зарабатывал себе на жизнь, так сказать, интеллектуальным трудом.
И что получается? У кузнеца свое предназначение — он живет за счет огромной физической силы и не намерен осваивать другие сферы. Представьте себе кузнеца, учащего грамоте крестьянских детишек… А у дьячка — свое предназначение, он читает письма неграмотным землякам, получает за свою услугу шмат сала и даже не пытается махать кувалдой. Все равно надорвется.
А теперь представьте себе, что у родителей, которые всегда зарабатывали себе на жизнь тяжелым трудом, появился ребенок, склонный к наукам. Он хочет изучать письмо, математику и астрономию. Но ведь их семья так жила целыми поколениями — отец лошадей подковывал, мать в поле вкалывала. Вот и сын будет коней подковывать да косы клепать. А книжки все эти — сплошная ерунда. А ежели будет упрямиться их жадный до наук отпрыск — то еще и ремня получит.
А теперь зайдем с другой стороны.
Немного о супергероях
1) Человечество не имеет ни какого назначения, оно – ошибка природы. Человек всегда остается с неразрешимым вопросом о смысле своего бытия, ибо его бытие бессмысленно. Эта философия получила название экзистенциализма.Вывод: жизнь бессмысленна.Человек помимо своей воли заброшен и в этот мир и в сою судьбу. Живет он в чуждом мире, жизнь глубоко иррациональна, т.к. в жизни преобладает страдание, люди испорчены, изуродованы своим существованием. Человека на каждом шагу подстерегают неприятности. Важнейшее понятие – страх, сопровождаемый меланхолией, тоской, отчаянием. Человек ощущает дисгармонию между тем, что он есть и тем, чем он должен быть.Задача человека заключается не в том, чтобы изменить мир, а в том, чтобы изменить свое отношение к нему. Свободный человек несет ответственность за все совершенное им, а не оправдывает свои действия обстоятельствами.
Смысл жизни человека искал не один философ. Еще Аристотель говорил о том, что все поступки человека выстраиваются в единую цель и подчиняются единому благу — стремлению к счастью. Найти то, что делает человека счастливым, научиться жить так, чтобы обрести счастье — это и есть смысл жизни по мнению философа. Но что есть счастье? Ответ на данный вопрос не может не быть субъективным.
Средневековые философы в свою очередь разделились в своих размышлениях касательно смысла жизни на две группы: первую — библейскую, согласно которой человек — Божье творение, и вторую, которая приравнивает человека к разумному животному. Известный мыслитель Фома Аквинский отчасти разделял взгляды Аристотеля, также видя смысл жизни человека в счастье. В счастье познания и созерцания Бога. Упор делается на церковь, которая ведет человека к небесному блаженству и приближает его к Богу.
Каковы они, потерявшие предназначение люди?
Смысл жизни и предназначение человека — это по сути одно и то же. Смысл жизни заключается в том, чтобы исполнить предназначение.
Отец-кузнец не разрешил своему сыну, склонному к наукам, идти учиться. Потому что нужно на кого-то оставить кузню. Нужно, чтобы сын имел полезную профессию, а не ветер и буквы в голове. И он учит сына кузнечному делу.
У сына душа не лежит, желания никакого нет… Предназначение-то у него совсем другое! И что в итоге? Кузнец из него получается так себе — ничего хорошего через «не хочу» еще никогда не делалось. А пойди он в ученые — вышел бы из простого сельского парубка университетский профессор. А что? Такое в истории случалось не раз. Но он не стал им. Он не стал никем, поэтому начал пить и помер в нестаром возрасте, оставив наследникам полуразвалившуюся кузню.
Те, кто потерял предназначение — люди отчаявшиеся, они не верят в свое будущее, они перестали бороться. Они смирились, они устали, они сдались.
Нужно помнить, что нельзя заменить одно предназначение другим. Нельзя научиться не быть собой — можно лишь задушить свою настоящую сущность и перестать быть кем либо вообще. Это очень важное напутствие родителям — если давить на ребенка и заставлять его формироваться в соответствии с вашими взглядами, вы можете получить в итоге кузнеца-неудачника. Тем же, кто сам интересуется своей миссией на земле, хочется сказать: просто идите за своими мечтами, поступайте по совести и согласно внутренним принципам. Даже когда это трудно.
Потеряв свое предназначение, мы становимся духовными бомжами, людьми без паспорта, без жилья, без прописки. Мы не живем, а доживаем, не движемся вперед, а гнием в темном углу своей жизни.
Безусловно, здесь, смысл жизни человека сводится к участию в производстве продуктов, услуг, товаров, и в производстве и в улучшении самих средств производства.
Иначе говоря, здесь смысл жизни человека, видится не только в потреблении материальных благ, как у животного, но и в усилиях по его количественному и качественному производству.
А проще говоря: Работать надо! — при этом проявляя свой дух – сознание, для улучшения условий труда, повышения его производительности, и для изобретательности в этой работе.
Это смысл жизни нормального – адекватного человека? Безусловно. Большинство людей не мыслят своей жизни без работы — активной, преобразовательной, производительной деятельности.
Будь то домохозяйка, или пенсионер, или учёный, или рабочий.
Социальная сущность человека, в чём её смысл
Рассматривая животную и духовную ипостаси жизни человека, мы не можем не увидеть, что они не могут осуществляться вне социальной жизни человека. Ибо человек — общественное существо.
Что здесь является сутью? Человек, и как животное, и как духовная сущность, может существовать только среди людей – имея многочисленные отношения с людьми в самых различных формах и самого различного содержания.
Задайте себе вопрос: Для чего я работаю?
Ответ на этот вопрос фактически определяет то, ради чего вы живете, так как большую часть своей сознательной, взрослой жизни мы тратим на работу. А чему я посвящаю свою жизнь, то я считаю важным, то и дает мне жизненную энергию.
Если вы работаете ради денег, то не рассчитывайте на приток жизненной энергии, так как деньги дают, лишь возможность приобретать те или иные товары и услуги, но жизненной энергии они не дают.
Работа ради денег это постоянная конкурентная борьба, сражение с другими людьми. Вы постоянно думаете о продвижении любой ценой по карьерной лестнице, что гарантирует вам более высокое вознаграждение. Вы в постоянном поиске, более перспективных, более высокооплачиваемых мест работы. «Вот хорошее место освободилось, там хорошая зарплата, нужно срочно туда». И потом действуете, чтобы эту зарплату платили.
Обладание внутренним смыслом выражается в том, что то, что существует, и тот, для кого оно существует — одно и то же. Но если нет двоих, откуда тогда взяться существованию чего-то для кого-то? Короче говоря, обладать внутренним смыслом — значит ничем таким не обладать.
Чтобы существовать для себя, необходимо разделиться. Состоять из двух раздельных частей. Поэтому Целое в силу своей неделимости не может быть тем, что существует для себя. Тут нечему существовать для кого-то и не для кого существовать чему-то.
Благословений,
Виктор
3 Там же, с.333.
4 Фрейд З. Психоанализ. Религия. Культура. М.: «Ренессанс», 1992, с.76.
5 Там же, с.82. 6 Кудрявцев Ю.Г. Три круга Достоевского. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1979, с.223.