Показатели речевого развития детей пятого года жизни
Возраст от 4 до 5 лет называется средним дошкольным возрастом. В это время отмечаются значительные изменения в развитии речи детей.
Связная речь
.ребенку 3 года и как общаться если дети 4 летПродолжаем серию статей о развитии детей в разном возрасте. Вы уже знаете каким развитием обладают
Развитие ребенка 5 лет.Дети 5 лет должны много спать. Некоторые дети все еще спят днем. Они уже могут купаться самостоятельно, но все равно, нужно время от времени их проверять. Пятилеткам нужно напоминать, чтобы они почистили зубы, но зубы они чистят самостоятельно.
Индуктивное мышление. Знание простейших геометрических форм: круга и квадрата (какой формы мяч?, какой формы окно?); положительная оценка – из трех вопросов два правильных ответа.
Опыт восприятия. Сравнить длину линий (подготовьте комплект из трех линий или полос бумаги разной длины, трижды покажите ребенку по две из них. Вопрос: “Какая длиннее?”); положительная оценка – при двух правильных ответах.
5 ЛЕТ
- 10 - 15 лет. Общаться с ребенком, как с равным. Не на равных, а именно как с равным. Вы опытнее, вы больше знаете, но тем не менее советуетесь с наследником по важным вопросам. Вы даете свободу и хвалите за самостоятельность. Обсуждение, подсказки, советы - только так, и никаких запретов. В это время формируется самостоятельность и независимость мышления. Так что давить нельзя.
Почему так? Если вы будете общаться с ребенком, как с маленьким, он вырастет неуверенным, будет зависимым от более самостоятельных друзей, которые не всегда "научат хорошему".
4
Звукопроизношение В этом возрасте у детей значительно улучшается звукопроизношение: исчезает смягченное произношение согласных; многие звуки произносятся правильно и четко; исчезает замена шипящих и свистящих звуков звуками Т и Д; исчезает замена шипящих звуков Ш, Ж, Ч, Щ, свистящими С, З, Ц. Произношение отдельных звуков у некоторых детей может быть еще не сформированным: шипящие звуки произносятся недостаточно четко; не все дети умеют произносить звуки Л, Р. Дети отчетливо произносят многосложные слова, точно сохраняя слоговую структуру, правильно употребляют в словах ударение.
Проводится на досках с вырезанными геометрическими фигурами (круг, квадрат, треугольник). Каждая из фигур разрезана на две части.
Попросите ребенка разместить все части геометрических фигур в соответствующих ячейках доски, чтобы она была гладкой.
Предварительно фигуры вынимаются на глазах у ребенка.
Если ребенок не справляется, ему дают возможность собирать детали поочередно, а лишь затем всю доску целиком. Например, дайте ребенку в руки две половинки квадрата и, показав на соответствующую ячейку, попросите положить их на место так, чтобы снова все стало гладко и правильно. Затем точно так же поступаете с двумя другими деталями. После того, как ребенок выполнил задание, снова рассыпаете перед ним детали и просите "починить" все опять.
Ребенок трех с половиной-четырех лет может собрать правильно доску, но после того, как собрал отдельные фигуры из кусочков.
Для ребенка четырех с половиной-пяти лет геометрические фигуры состоят из четырех равных частей.
Ребенок четырех с половиной-пяти лет может сложить доску с тремя фигурами, из четырех равных частей каждая, без предварительной работы над отдельными фигурами.
Этот тест выявляет способность зрительного восприятия геометрических фигур, понимание отношения части и целого, сходства и различия.
3. Тест с пирамидкой и матрешкой
Предложите ребенку собранную пирамидку из пяти колец разного размера и матрешку с пятью вкладышами.
На глазах у ребенка разбирается пирамидка. Далее попросите ребенка самостоятельно собрать пирамидку с учетом размера колец.
Так же поступают с матрешкой.
Ребенок четырех-пяти лет самостоятельно собирает 5 матрешек в одну, ориентируясь на размер. Может быть оказана помощь по совмещению рисунка в двух половинках каждой матрешки ребенку трех-четырех лет.
Задание направлено на умение учитывать размеры предмета и соотносить их.
4. Тест на сортировку предметов по форме и цвету
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
18. Зворыгина Е.В., Комарова Н.Ф. Перспективное планирование работы по формированию игры // Игра дошкольника / Под ред. С.Л. Новоселовой. – М., 1989.
19. Ивакина И.О. Руководство творческими сюжетно-ролевыми играми дошкольников. Учебно-методическое пособие. – Пенза, 1995.
20. Игра дошкольника / Под ред. С.Л. Новоселовой. – М., 1989.
21. Игра в педагогическом процессе образовательных учреждений. Материалы научно-практической конференции преподавателей и студентов учебных педагогических заведений. 16 марта 1999 г. / Отв. редактор Т.А. Куликова. – М., 2000.
22. Истоки: Базисная программа развития ребенка-дошкольника // Под ред. Л.А. Парамоновой, А.Н. Давидчук, К.В. Тарасовой и др. – М., 1997.
23. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика: Учебное пособие для студентов среднего педагогического учебного заведения. – М., 2000.
24. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. – М., 1981.
25. Люблинская А.А. Воспитателю о развитии ребенка. – М.,1972.
26. Михайленко Н.Я. Педагогические проблемы руководства и управления игрой // Дошкольное воспитание. – 1983. — №12.
27. Михайленко Н.Я., Короткова Н.А. Как играть с ребенком. – М., 1990.
28. Михайленко Н.Я., Короткова Н.А. Организация сюжетной игры в детском саду: Пособие для воспитателей. – М., 2000.
29. Михайленко Н.Я., Короткова Н.А. Формирование сюжетной игры у детей пятого года жизни // Дошкольное воспитание. – 1989. — №7.
30. Михайленко Н.Я., Короткова Н.А. Взрослые, дети, игра // Дошкольное воспитание. – 1984. — №8.
31. Менджерицкая Д.В. Воспитателю о детской игре. – М., 1982.
32. Менджерицкая Д.В. Развитие детского творчества и игрового замысла // Воспитание детей в игре / Сост. А.К. Бондаренко, А.И. Матусик. – М., 1983.
33. Новоселова С.Л., Зворыгина Е.В. Руководство формированием игры // Дошкольное воспитание. – 1981. — №4.
34. Новоселова С.Л., Зворыгина Е.В. Игра и вопросы всестороннего воспитания // Дошкольное воспитание. – 1983. — №10.
35. Новоселова С.Л., Реуцкая Н.А. Игры, игрушки и игровое оборудование для дошкольных образовательных учреждений. Аннотированный перечень.- М., 1997.
36. Основы управления дошкольным образовательным учреждением / Автор: Л.В. Поздняк. – М., 1994.
37. Поздняков Н.А., Менджерицкая Д.В. Исследователь игры детей дошкольного возраста // Дошкольное воспитание. – 1995. — №12.
38. Поздняк Л.В., Лященко Н.Н. Управление дошкольным образованием: Учебное пособие для студентов педагогических вузов. – М., 2000.
39. Психология и педагогика игры дошкольника / Под ред. А.В. Запорожца, А.П. Усовой. – М., 1966.
40. Руководство играми детей в дошкольных учреждениях / Под ред. М.А. Васильевой. – М., 1986.
41. Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. Практикум по детской психологии. – М., 1995.
42. Усова А.П. Роль игры в воспитании детей. – М., 1976.
43. Флерина Е.А. Игра и игрушка. – М., 1973.
44. Эльконин Д.Б. Игра, ее место и роль в жизни и развитии детей // Дошкольное воспитание. – 1976. — №5.
45. Эльконин Д.Б. Психология игры. – М., 1999.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Список детей экспериментальной группы
№п/п | Имя ребенка | Возраст |
1. | Вова А. | 4,7 года |
2. | Федя Б. | 4,5 года |
3. | Настя Г. | 4,8 года |
4. | Лаура Д. | 4,2 года |
5. | Таня Ж. | 4,7 года |
6. | Яна К. | 4,6 года |
7. | Маша Л. | 4,4 года |
8. | Вероника М. | 4,7 года |
9. | Наташа М. | 4,1 года |
10. | Алеша М. | 4,6 года |
11. | Данила С. | 4,5 года |
12. | Антон Т. | 4,3 года |
13. | Аня Х. | 4,2 года |
14. | Максим Ч. | 4,3 года |
15. | Вика Ф. | 4,0 года |
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Параметры определения уровня развития игры детей
I. Содержание игры.
1. Замысел игры появляется: а) с помощью взрослого;
б) самостоятельно;
2. Разнообразие замыслов.
3. Количество игровых задач.
4. Разнообразие игровых задач.
5. Самостоятельность при постановке задач: а) ставит взрослый;
б) с помощью взрослого;
г) самостоятельно.
II. Способы решения игровых задач.
6. Разнообразие игровых действий с игрушками.
7. Степень обобщенности игровых действий с игрушками:
а) развернутые;
б) обобщенные.
8. Игровые действия с воображаемыми предметами:
а) с помощью взрослых;
б) самостоятельно.
9. Игровые действия с предметами –заместителями:
а) с помощью взрослого;
б) самостоятельно.
10. Принимает роль.
11. Разнообразие ролевых действий.
12. Выразительность ролевых высказываний.
13. Наличие ролевых высказываний.
14. Ролевые высказывания возникают по инициативе: а) взрослого;
б) ребенка.
15. Ролевая беседа возникает: а) со взрослым;
б) со сверстником.
16. Ролевая беседа возникает по инициативе: а) взрослого;
б) ребенка.
3. Игра «Найди ошибку». Подготовьте картинки или игрушки: коза, корова, собака, курица, лошадь, ёжик и т.д. Взрослый показывает картинку или игрушку и называет действие, которое производит это животное. Если действие неправильное, то ребёнок хлопает в ладоши.
Например:
Взрослый: «Коза читает».
Ребёнок хлопает в ладоши.
Взрослый: «А что может делать коза?»
Ребёнок: «Ходить, щипать травку, бодаться»
Взрослый: «Кошка летает»
Ребёнок хлопает в ладоши.
Взрослый: «А что может делать кошка?» и т.д.
Как подготовить ребенка к школе
Дети часто сталкиваются с неумением собирать портфель, разрешать школьные конфликты, регулярно выполнять задания. Поэтому настойчиво предлагайте ребенку убирать за собой игрушки. Можно поручить ему какое-нибудь домашнее дело – например, поливать цветы, подметать кухню, кормить кошку. Научите ребенка свободно общаться с другими взрослыми – пусть он, например, скажет продавцу в магазине, что вы собираетесь купить, а вы в это время будете находиться рядом. Расспрашивайте малыша о том, как он общается с друзьями, что они делают, когда возникают ссоры. Ну и, конечно, можно поиграть в школу, предлагая ребенку по очереди быть учителем и учеником.