» » Как научиться контролировать свой голос

Как научиться контролировать свой голос

ЗВУЧАНИЕ ВАШЕГО ГОЛОСА Постановка и совершенствование голоса для пения и публичных выступлений

7. Постановка
голоса

Поставленный голос отличается звучностью,
красотой звучания, богатством тембровой окраски, широтой диапазона, дыхания;
четкостью произношения слов, чистотой интонации, малой утомляемостью.
Способность певца управлять голосом равносильна умению художника пользоваться
своей палитрой.

При постановке голоса работа мышц становится очень тонко
дифференцированной, то есть расчлененной и упорядоченной. Образуются,
вырабатываются нужные связи, рефлексы; ненужные - тормозятся, лишние движения и
напряжения исчезают; формируются стойкие речевые и вокальные навыки, в
результате которых голос должен звучать энергично, чисто, свободно. Человек,
работающий над постановкой голоса, должен выработать острое внимание к своим
мышечным ощущениям и знать, к какой группе мышц это внимание должно быть в
первую очередь направлено.

"Человек, умеющий петь, знает наперед, т.е.
ранее момента образования звука, как ему поставить все мышцы, управляющие
голосом, чтобы произвести определенный и заранее назначенный музыкальный тон", -
писал И. М. Сеченов.

Методы постановки голоса могут быть разные, но все
они опираются на общие принципы и этапы в работе: развитие и совершенствование
дыхания; приобретение понятий и навыков в использовании резонаторов, позиции
(зевка), атаки звука; овладение техническими вокальными приемами; работа с
артикуляционным аппаратом.

Когда каждый орган работает в свойственной ему
области, не мешая работе других органов, то голос как бы питает все части
исполнения и соединяет различные детали речи или мелодии в один полный и
непрерывный ансамбль. Если же наоборот, один из механизмов выполняет свои
функции плохо: если грудь толкает или бросает дыхание, если голосовая щель
работает недостаточно твердо и точно, то голос прерывается и слабеет после
каждого слога. Контроль над координацией всех сложных процессов при постановке
голоса осуществляется мышечными, резонаторными ощущениями и слухом. Поэтому так
важно научиться быть внимательным. Надо слушать себя и ухом, и всем
телом.

Начальный этап обучения не терпит суеты и спешки. Воспринять,
понять требования, координацию всех процессов должен весь организм, а не только
сознание и воля, хотя от этих качеств зависит очень много.

Человеческий
голос - "живой музыкальный инструмент" во много раз сложнее, чем скрипка или
фортепиано, хрупок, капризен и подчиняется не только музыкальным, но еще и
физиологическим законам. Для того чтобы "играть" на нем, нужно знать хотя бы
основные его "технические" свойства".

Учеными экспериментально доказано,
что физиологической основой так называемого вокального слуха является
взаимодействие самых различных систем организма (слуха, мышечного чувства,
вибрационной чувствительности, зрения и др.). Вывод звучит даже несколько
парадоксально: вокальный слух - это не только слух.

Человек сам себя не
слышит, вернее, слышит не так, как окружающие. Звук собственного голоса
достигает наших ушей не только извне, но действует на слуховой орган и изнутри.
И поэтому человек воспринимает тембр своего голоса иначе, чем окружающие. Именно
этим певец отличается от других исполнителей (скрипачи, пианисты,
виолончелисты), которые оценивают звучание своего инструмента с позиций
"постороннего слушателя". Необходимо учитывать, что одновременно со звуком
собственного голоса наша нервная система воспринимает огромное количество
сигналов (или раздражителей) от самых различных органов
чувств.

"Ансамбль" этих ощущений имеет большое положительное значение,
так как только при условии одновременного (скоординированного, одномоментного)
восприятия сигналов от различных органов чувств и образования на этой основе
условных рефлексов и обеспечивается для певца возможность овладения собственным
голосом.

Возможность внешнего контроля голоса - это слушание
магнитофонной записи, что помогает скоординировать слуховые и внутренние
ощущения. Есть еще один положительный момент: привыкая к работе с магнитофоном,
к звуку своего голоса, Вы будете меньше волноваться на записях и публичных
выступлениях.

Можно сказать, что вокальный слух - это способность
интерпретировать работу органов голосообразования на основе слухового
восприятия. В известной мере этой способностью обладает любой, даже самый
неискушенный слушатель. Свидетельством этому являются термины, которыми мы
характеризуем недостатки голоса, или его достоинства: тяжелый, легкий, горловой,
грудной, головной, утробный, глубокий, близкий, светлый, яркий, полетный,
надсадный и тому подобное.

Интересное явление открыл биофизик П. П.
Лазарев в 1905 г.: на свету звуки кажутся человеку более сильными, чем в
темноте. Таким образом, была доказана взаимосвязанность слуха и зрения. Поэтому
филармонические залы во время концертов должны быть хорошо освещены. Кстати,
качество голоса мы часто оцениваем в зрительных категориях: солнечный,
блестящий, яркий, сильный, темный, тусклый, плоский, матовый, круглый, узкий.
Известны "цветовые" восприятия музыки у Н. А. Римского-Корсакова, А. Н.
Скрябина, когда зрительные впечатления придают слуховым ярко выраженный
эмоциональный характер: композитор пишет не то, что слышит, но и то, что
видит.

Вокальный слух - это способность не только слышать, но и "видеть",
зрительно представлять себе работу органов голосообразования. В этой работе,
конечно, помогает внимание, способность слушать свои ощущения и представлять эти
процессы, то есть видеть "внутренним взором". Большую помощь оказывает контроль
за собственным телом с помощью зеркала.

Как без прочного фундамента не
бывает хорошего здания, так без хорошей вокальной школы не может быть хорошего
певца, как бы ни был он одарен от природы музыкальностью и эмоциональностью. В
работе над голосом важна регулярность занятий и физическое состояние голосового
аппарата поющего, да и всего организма в целом.

1

Гелий из воздушных шариков странным образом влияет на голосовые связки, особенно это заметно на мужских голосах: тембр становится гнусавым, более высоким. Но действие газа быстро прекращается, придется постоянно вдыхать из шарика или придумать другой способ.

Еще в Античные времена люди заметили, как важно уметь говорить. В те времена создавались специальные школы, в которых обучали красноречию. Успехи в красноречии, еще тогда, связывались с огромной работой над техникой речи, над культурой речи. Качество речи ассоциировалось с гармонией человека, его душевной красотой и приносило не только уважение и любовь окружающих, но и не малый доход. Для таких людей не составляло проблемы найти престижную и высокооплачиваемую работу адвокатов, депутатов, советников. Именно благодаря качествам их голоса они высоко ценились окружающими. По словам Б. Чернышева, настоящий оратор того времени должен был "загипнотизировать слушателей" и тогда они послушно следовали его идеям.

С тех пор прошло уже не одно столетие и люди, изобрели массу средств формулирования предложений с тем, что бы лучше доносить свои мысли и идеи до окружающих. Красивая и грамотная речь уже перестала быть достоянием только богатых и специально обученных людей. Общение по телефону стало более привычным, чем переписка, но отношение человека к своей речи не изменилось. На качество голоса, его выразительность, не профессионалы, как правило, практически не обращают внимания и совершенно напрасно. Ведь именно от качества голоса зависит то, как люди Вас слушают, обращают ли они внимание на то, что Вы говорите. Зачастую, впечатление о человеке, с которым ты общался только по телефону на много хуже чем от непосредственного общении. С чем это может быть связанно? Можно ли научиться управлять своим голосом так, что бы он был не досадной помехой в общении, а средством достижения успеха, Вашей "козырной картой"?


Интонации.


Когда мы говорим о гибкости голоса, то, прежде всего, имеем в виду речевые интонации, способность голоса к модуляциям.


Первые интонационные зерна появляются в звучании голоса человека, когда ему от роду всего несколько недель. Очень скоро после рождения в плаче и покрикивании младенца можно услышать интонации жалобы, недовольства, требования. Голос и интонации в этом возрасте – единственный способ заявить о своих чувствах и желаниях. Это базовые интонации, и в дальнейшем они только усложняются и совершенствуются.


В обычной жизни каждый взрослый человек пользуется определенным набором интонаций. Количество бытовых интонаций, как правило, сводится к трем (максимум шести). Этот «интонационный пакет» мы, в большинстве случаев, нарабатываем в детстве или получаем в наследство от родителей, и пользуемся этим наследством так же, как старой мебелью, приспосабливая ее для новых нужд. Ну и что, что в холодильнике не хранят носки – мне так удобно, я так привык.


Интонации – это главные маркеры эмоций, звучащих в нашей речи. Но! Привычные, не контролируемые сознательно интонации, зачастую не соответствуют тем эмоциям, которые мы хотим выразить. Интонации могут обманывать окружающих, внушая им их собственное настроение, вопреки смыслу произносимых слов.


Например, наша базовая интонация – требование или утверждение. Если не удастся заменить ее чем-то более подходящим, довольно сложно будет, например, признаться в любви, не отпугнув «предмет воздыханий» чрезмерным напором.

Назидательная, (дидактическая, поучительная, приказной тон, вразумлять)

Восторженная – (от восхищения до энтузиазма)

Дыхание


Средней глубины.


Поверхностное, короткое, шумное.

Резонаторы


Резонатор рта, как основа + грудной.


Обязательно макушка, могут участвовать все верхние резонаторы + живот.

Тон


Примарный и повышенный.


Повышенный.

Скорость


Средняя.


Выше средней.

Ритм


Ровный. Акцентируется большое количество слов.


Часто хорошо прослеживается симметричный ритмический рисунок. Возможно акцентирование третьей доли.

Интонации


Перечисления и утверждения. Сильный акцент на низком устойчивом тоне.


Преобладание восходящей интонации с акцентом на верхнем (устойчивом) звуке.

Плавность звукового потока


Речь прерывистая, «рубленная».


Прерывистая.

Громкость


От средней до высокой.


Либо ниже средней, либо выше средней.

Поза, жесты, мимика


Корпус вперед, Поможет поднятый указательный палец.


Тело вытянуто вверх, можно приподниматься на цыпочки. Движения рук – вверх, достаточно резкие.

Назидательная, (дидактическая, поучительная, приказной тон, вразумлять)

Восторженная – (от восхищения до энтузиазма)

Дыхание


Средней глубины.


Поверхностное, короткое, шумное.

Резонаторы

Улыбка

С улыбкой все гораздо проще. Люди, которые постоянно улыбаются,
воспринимаются окружающими как обаятельные и уверенные в себе.
Небольшой тренинг:
станьте перед зеркалом, закройте глаза и вспомните о счастливом
случае в вашей жизни. Затем откроите глаза и внимательно посмотрите
на свое лицо. Запомните его и через минуту попробуйте возобновить
выражение вашего лица. Долго не улыбайтесь, так как улыбка автоматически
"замерзает" и выглядит неестественно. Старайтесь не расставаться
со своим счастливым лицом!

Harakteristiki horoshego golosa

Nizhe privodjatsja nekotorie harakteristiki horoshego golosa. Prochitajte etot spisok, podumajte o svoem golose i o tom, kakimi iz etih kachestv vi hoteli bi obladat, no ne obladaete.

Itak, horoshij golos:

prijatnij;
vibrirujushij;
spokojnij;
horosho modulirovannij;
nizkogo tembra;
doveritelnij;
upravljaemij;
teplij;
melodichnij;
zabotlivij;
uverennij;
vlastnij;
druzheskij;
okrashennij intonaciej;
virazitelnij;
estestvennij;
bogatij;
napolnennij;
zvuchnij;
dobrozhelatelnij.

Harakteristiki plohogo golosa

A vot spisok naibolee rasprostranennih opredelenij neprijatnogo ili plohogo golosa. Prochitajte etot spisok i podumajte o svoem golose, videljaja te neprijatnie svojstva, ot kotorih vi hoteli bi izbavitsja.

Itak, plohoj golos:

gnusavij;
rezkij ili skripuchij;
hriplij;
drozhashij;
visokogo tembra ili pronzitelnij;
plaksivij;
s odishkoj;
robkij;
otrivistij;
slishkom gromkij;
slishkom tihij i neslishnij;
bescvetnij;
pompeznij;
sarkasticheskij ton;
neuverennij;
monotonnij;
naprjazhennij;
slabij;
skuchnij.

Перефразируя известную поговорку, можно с полным правом сказать: «Голос города берет». К сожалению, некоторые мужчины забывают о том, что женщина «любит ушами». А ведь волшебные интонации и ласковые комплименты могут гораздо быстрее завоевать женское сердце, чем дорогие подарки и ресторанное меню. У остроумного американского писателя О¢Генри есть рассказ «Среди текста».

Там повествуется о двух друзьях: потрясающе красивом и столь же косноязычном Фергюсе и очень безобразном, но потрясающе красноречивом Джадсоне. В сражении за симпатию красавицы сеньориты Анабелы побеждает все же обладатель волшебного бархатного голоса, умеющий магически использовать этот дар. «Я то понижал голос до нижнего соль, то повышал его до верхнего фа диез. В его звуках была поэзия и живопись, аромат цветов и сияние луны», - говорит герой.

Нет сомнения, что и мужской слух остро реагирует на оттенки женского голоса. Почему бы не добавить в арсенал своих «средств обольщения» колдовской, чарующий и загадочный голос?

Голосовой тренинг   

Если в тебе достаточно силы воли и желания совершенствоваться, возьми на вооружение советы, приведенные выше, добавь их в свою утреннюю зарядку для голосовой разминки. Это следует делать на голодный желудок и в проветренном помещении:

1. Высуньте язык наружу и произведите им движения влево, вправо, вверх, вниз.

2. Высуньте наружу язык и произведите круговые движения слева направо, затем наоборот - справа налево.

3. При открытом рте и слегка высунутом языке сделайте его широким, узким, чашечкой (кончик и боковые края слегка приподняты).

4. Слегка приподнятым напряженным кончиком языка "почистите" верхние зубы с наружной и внутренней стороны, в направлении от внутренней стороны зубов к наружной и наоборот.

Контроль за правильностью выполнения движений осуществляйте при помощи зеркала. Добейтесь, чтобы все движения языком выполнялись легко и свободно, без особого напряжения.

Упражнения в четкости произнесения согласных звуков в слогах.

Прочтите слоги:

1. па, по, пу, пы, пэ, пя, пё, пю, пи, пе, та, то, ту, ты, тэ, тя, тё, тю, ти, те, са, со, су, сы, сэ, ся, сё, сю, си, се, жа, жо, жу, жи, же;

2. ап, оп, уп, ып, эп, ат, от, ут, ыт, эт, ас, ос, ус, ыс, эс, аш, ош, уш, ыш, эш

Упражнения в четкости произнесения слов со стечением согласных звуков.

Прочтите вслух слова со стечением двух, трех и четырех согласных звуков: вход, вложить, поклажа, турист, карта, клумба, служба, хвост, смахнуть, смекнуть, собрать, плотва, штамп, прыщ, чванливый, взвод, вплавь, вплести, вправить, сдвинуть, искра, раскармливать, холст, взгляд, гротескный, груздь, застлать, мгновение, сгладить, столбняк, сгладить, столбняк, ствол, ястреб, костры, шпроты, всплыть, вскрыть, здравница, схватка, встретить, надсмотрщик, обмундирование, острастка, метростроевец, дуршлаг, странствие, транскрипция.

Упражнения в четкости и ясности произнесения звуков и слов во фразовой речи.

Для отработки четкости и ясности произнесения согласных звуков и слов полезно использовать скороговорки, которые построены на сочетании согласных звуков, трудных для произношения. Чтение скороговорок следует начинать в замедленном темпе, отчетливо произнося при этом каждое слово и каждый звук. Постепенно ускоряйте темп, но следите за тем, чтобы четкость и ясность произнесения не снижалась.

Прохор и Пахом ехали верхом.

Галка села на палку, палка ударила галку.

От топота копыт пыль по полю летит.

У быка бела губа была тупа.

Статью подготовила Полина Панфилова (с)

Наверх