» » Занятия с аутичным ребенком

Занятия с аутичным ребенком

Индивидуальные занятия с аутичным ребенком

Индивидуальные занятия с аутичным ребенкомОбязательным условием приема ребенка является строгое выполнение родителями всех рекомендаций врача, психолога и педагога. Поэтому с родителями предварительно проводится беседа, в которой их знакомят с правилами работы группы, требованиями в отношении выполнения указаний специалистов.


Работа над терапевтическим процессом и академическими целями не должна превращаться в рутину ни для специалиста, ни для самого ребенка. Если немного подумать, вы сможете организовать увлекательные занятия в форме игры для ребенка любого возраста.

Занятия для ребенка в возрасте до трех лет


Большинству детей с аутизмом умеренной или серьезной степени тяжести диагноз устанавливается еще до момента достижения ими возраста трех лет. Даже дети, у которых наблюдаются легкие симптомы аутизма, могут начать терапию еще до получения официального диагноза. Специалисты могут использовать следующие виды занятий для работы с аутичными детьми младшего возраста:

Коробки с фасолью (сенсорные коробки): Наполните большой пластиковый контейнер сенсорными шариками или сухой фасолью из супермаркета. Разложите в ней маленькие игрушки и предложите ребенку опустить руки в контейнер и достать оттуда интересующие его предметы. Это поможет ребенку справиться с сенсорными проблемами, связанными с текстурой и прикосновениями.

Ароматические мыльные пузыри: Выдувание мыльных пузырей может быть занимательным сенсорным опытом, кроме того, это помогает развитию речевых моторных навыков. К тому же, указывание на пузыри пальцем и преувеличение собственной реакции может содействовать работе над совместным вниманием, которое является крайне важной и очень сложной задачей для многих аутичных детей.

Рисование пальцами: Хлопотное, но веселое рисование пальцами помогает детям с аутизмом научиться различать цвета, а также предоставляет им возможность открыть для себя новые тактильные ощущения при помощи прикосновения. Это также может способствовать снижению сенсорной чувствительности.

Песни и стихи: Детям часто нравится повторять нараспев стихотворения или воспроизводить отрывки из песен. Вы можете сочинить песни, которые научат ребенка тому, как одеваться или питаться самостоятельно, а также использовать любимые им песни в качестве поощрении за то, что ребенок выполнил какое-либо необходимое, но менее предпочитаемое им действие. Вы можете присоединить к песням и физическую активность, например, прыжки, хлопки в ладоши и т.п.

Занятия для аутичных детей дошкольного возраста

Воспитатель, называя части своего тела, показывает их
на себе, кладет на них руку. Дети повторяют за ним двинжения, показывая на себе
на себе названные части тела.
Затем
воспитатель начинает лпутать╗ детей: называть одну часть тела, а показывать
другую. Дети должны заметить это и не повторить неверные движения.

лКто я?╗ (Черепанова Г.Д.)

Цель: Содержание: Взрослый поочередно надевает
на себя атнрибуты представителей различных профессий (врач, арнтист, дирижер,
дрессировщик, милиционер и т.д.)Ребеннок должен отгадать, кто это был.
развитие
представлений и воображения ребенка

лПридумки╗ (Черепанова Г.Д.) Цель: Взрослый просит ребенка придумать
небольшой рассказ, ориентируясь на картинки. Он говорит: лЯ начну приндумывать
историю, а ты продолжишь ее. К этой истонрии у нас уже нарисованы картинки.
Например, Таня
научить
детей распознавать различные эмоции.

вышла во двор гулять. Она взяла мяч. Настроение у нее
было вот такое, (педагог показывает на карточку №1....). Как ты думаешь, что
произошло?╗

лЗатем Таня ...╗ (Педагог показывает карточку №2).....

и т. д (рис. 9).

Рис. 9. Наглядный материал к игре лПридумки╗

лПокажи по-разному╗ (Черепанова Г.Д.)
Цель: Взрослый говорит:1 этап игры:
научить детей распознавать и показывать различнные ощущения и действия,
ознакомить их со словами-аннтонимами.

(взрослый пригибается)
Какие? Ребенок должен назвать антоним к слову лвысокие╗.
.... Вот я захожу в ворота высокие (и сопровождает
свои слова показом), а вот я захожу в ворота
Ч 

Ч  Я несу легкий пакет (показывает), а теперь я несу
(показывает) ... Какой пакет?

11 Шпаргалка для
взрослых

Я перехожу широкую реку (показывает), а вот я
пенрепрыгиваю через ручей (показывает)... Какой?
Ч 

1

20

1

21

1

22

1

23

1

24

1

25

ВСЕГО

25

С таким ребенком нужно как можно больше общаться, хотя поведение и отстраненный взгляд может создать у тебя впечатление, что ребенок вовсе не хочет общения. Однако помни, что дети-аутисты нуждаются в общении даже больше, чем здоровые сверстники.

Семейное чтение, которое используют многие родители, тоже может оказаться очень эффективным при взаимодействии с аутичными детьми. В этом случае мы  рекомендуем многократное, медленное, тщательное, выразительное чтение.

Кроме семейного чтения родители могут использовать и метод совместного рисования, во время которого они также активно описывают словами все, что рисуют, терпеливо объясняют ребенку последовательность рисования, называют каждую деталь. Если ребенок не хочет или не может рисовать сам, взрослые действуют руками ребенка сами.

Родители аутичного ребенка всегда должны помнить, что аутичный ребенок крайне консервативен, что любое, даже маленькое изменение в режиме, в обстановке, в одежде может вызвать самоагрессию. Поэтому лучше постараться не провоцировать самоагрессию. Для этого не провоцировать подобные приступы, поддерживая привычный для ребенка порядок вещей и детей

Очень полезно для аутичного ребенка создание семейных ритуалов — для обеспечения спокойствия и уверенности в себе. Например, следующие один за другим вечерние ритуалы: прогулка, чаепитие, совместное чтение, массаж - подготовят аутичного ребенка к процедуре укладывания в постель и обеспечат спокойный  сон.

Из США: LenaSF

Судя по всему, если ФДА не утвердил это лекарство, оно не находится в продаже в США. Даже если лекарство есть/будет, то без рецепта врача его не продадут. Я не нашла это лекарство в списке всех существующих здесь лекарств, но он может иметь другое название здесь.

Песочная терапия.  Чем нам поможет песок?

   Всем нам хорошо знакомый песок кажется абсолютно простым и понятным. Однако на самом деле это удивительный и таинственный материал. И дети, и взрослые могут часами  возиться в песке, строить песчаные замки или же просто наблюдать,  как он пересыпается с ладони на ладонь. Песок может быть таким разным. Сухой и легкий или тяжелый и влажный он с легкостью способен принять любую форму. В тоже время  он такой непостоянный, фигурки из него способны рассыпаться в один миг. Все эти замечательные свойства песка, дающие такой простор для творчества и фантазии, как оказалось можно успешно использовать в терапевтических целях.

   Песочная терапия – это, прежде всего возможность самовыражения. Песок, вода и несколько  маленьких фигурок людей, животных или предметов способны помочь человеку раскрыться, выразить свои чувства и эмоции, которые порой так трудно передать с помощью слов. Кроме того, песочная терапия способна помочь нам разобраться в себе, справится с комплексами. При этом терапевтические сеансы дают ощущение защищенности и полной свободы.

- Песочная терапия рассчитана только на детей?

   Песочная терапия, по сути, игра. Именно игра помогает детям учиться строить отношения с внешним миром, познавать иго и выражать свои чувства. Но и взрослым полезно иногда поиграть. Так мы словно распахиваем двери для своего творческого начала. А оно, в свою очередь, придает нам сил для развития и перемен. Песочная терапия это игра с символами, которые помогают услышать свое «Я», которое способно подсказать вам выход из сложившейся ситуации либо пути решения проблемы.

-Почему песочную терапию еще называют «юнгианской»?

   Дело в том, что создателем «песочной терапии» стала ученица известного психоаналитика К.Г.Юнга – Дора Калф. В основе песочной терапии лежит учение Юнга о том, что наше подсознание всегда стремится помочь нам, справится с проблемами и болезнями, используя при этом подсказки-символы. Сегодня песочную терапию использую в своей практике многие психологи и психотерапевты, помогая тем самым расшифровать подсказки нашего подсознания.

Как отмечалось выше, детям с аутизмом свойственны бесцельные монотонные движения, раскачивания. Отвлечь их от стереотипного ритма можно, используя эмоционально насыщенные ритмические игры и танцевальные движения.

Регулярные занятия будут способствовать уменьшению двигательных расстройств.

Если ребенок не принимает инструкций и правил, которые Вы ему предлагаете, ни в коем случае не навязывайте их насильно. Лучше присмотритесь к тому, что и как хочет делать он сам, подыграйте ему, займитесь тем, что ему интересно. Это поможет наладить с ребенком контакт.

Психологи рекомендуют аутичным детям заниматься иностранными языками. Может быть, благодаря тому, что при их изучении педагоги используют большое количество схем и алгоритмов, детям бывает легче усваивать учебный материал.

Пример

Для того чтобы не возникло непонимания родителями происходящего, мы советуем постоянно и подробно объяснять, что именно происходит на занятии, а также вовлекать их в активную работу. И в самую первую очередь родители аутичного ребенка должны осознать цели занятий.

Наверх