» » Если человек покончил с собой

Если человек покончил с собой

Если самоубийство (суицид) произошло, можно ли облегчить участь души
самоубийцы?

Если самоубийство (суицид) произошло, можно ли облегчить участь души самоубийцы?

По церковным
канонам, самоубийц (к таковым относятся также убитые на
дуэли, убитые во время разбоя преступники, люди, настоявшие на
своей эвтаназии) и даже подозреваемых в самоубийстве (не принято отпевать утонувших
при неизвестных обстоятельствах) нельзя отпевать в храме,
поминать в церковной молитве за Литургией и на панихидах.
Самоубийц не хоронят на кладбищах около церквей. Есть мнения,
что к самоубийцам можно отнести погибших "любителей" экстремальных видов "спорта",
ведь они реально осознавая смертельную опасность таких занятий,
ради пустой утехи все равно рисковали жизнью. Фактически самоубийцами являются наркоманы, токсикоманы и алкоголики.

Впрочем, в известном
дореволюционном руководстве для священнослужителей С.В.
Булгакова со ссылкой на постановление Священного Синода от
10 июля 1881 года указывается, что умершие от запоя (если не
доказано, что те пили с целью отравить себя алкоголем), не причисляются к самоубийцам, на основании, что
"...ибо смерти от запоя предшествует помрачение рассудка, чего не
бывает при употреблении других средств к сознательному
самоубийству... ".
Хотя, явно практически все
пьяницы осознают, что чрезмерное употребление алкоголя
смертельно для здоровья. Не все просто и в случаях
смерти наркоманов от передозировки, поскольку
непосредственно пред принятием наркотика наркоман находится
в сознании в отличие от запойного алкоголика, принимающего
последние уже смертельные порции спирта явно в невменяемом состоянии.

Исключение делается только для
самоубийц, страдающих явной психической патологией, и
состоящих на официальном психиатрическом учете. В таких
случаях необходимо предоставить правящему архиерею вашей
епархии справку из психиатрического учреждения, когда-то
курирующего этого несчастного, и написать соответствующее
прошение с просьбой благословить церковное поминовение
такого человека. Практически всегда такое благословение дается…

Кого обманываем себя или Бога?

Однако, как показывает практика, народ
наш, особенно из маловеров, церковных "захожан"
придает чрезмерное и ложное
значение церковному отпеванию, как к некоему магическому
действию, после которого усопший автоматически попадает в рай.

Между тем, по учению Церкви, душа человека на третий
день после смерти проходит страшные мытарства. В это время душа
усопшего имеет большую нужду в молитвенной помощи
родственников и Церкви. Чтобы
облегчить переход душе в другую жизнь, над гробом
родственниками читается канон и псалтырь, а в храме
совершается чин отпевания. Первейшее значение этой службы – утешение души
усопшего
, и уже потом испрашивание милости у Господа для
души, прошение грехов, которые, увы, автоматически абсолютно
во всех случаях не прощаются.

Тяжко видеть с каким просто
маниакальным упорством родители чуть ли не выбивают у
священноначалия благословение на отпевание своих
детей-самоубийц, которые никогда не страдали психическими
расстройствами. Кого обманываем? Священник, обращаясь к
Господу, поет: "...со святыми упокой…". Кого со святыми
упокой?! Самоубийцу?! Который к тому же годами презирал
Церковь Христову, равно как и его родители, начавшие
креститься, только когда грянул страшный гром?

Святитель Иннокентий Иркутский,
согласно, между прочим, апостольским правилам, спрашивал
родственников, привозивших в церковь на отпевание покойников:
"А когда он в последний раз был на службе?" -
"Где-то полгода назад".– "Берите гроб. Мы таких
отпевать не имеем права".

— Естественно.

— И как же с ним поговорить?

— Дело в том, что на самом деле, по практике, когда человек доходит до таких мыслей, чаще всего ему не с кем поговорить, потому что никто не хочет. Ему невидимо посылают сигнал: «Чтоб ты сдох!». Его не хотят видеть, его ненавидят, его присутствие, поведение, жизнь кому-то мешает. Он этот сигнал воспринимает как свой собственный внутренний голос. Он же не Робинзон на необитаемом острове.

— То есть ощущение ненужности и такого тотального одиночества – это сигнал, который человек воспринимает извне? Его состояние не обусловлено внутренними психическими процессами?

— Это результат взаимоотношений. Здесь возлагать ответственность на одну из сторон просто неразумно. Для рукопожатия нужны две руки, если оно не получается, обе руки как-то не так взаимодействуют. Если бы можно было одним разговором помочь человеку, то он бы не дошел до такого отчаяния. Тихо сам с собой человек решает: жить или не жить. Он уже не советуется ни с кем на эту тему. А те, которые сигналят, говорят о самоубийстве, они на самом деле кричат о помощи: «Помогите, спасите! Вот до чего вы меня довели».

Можно ли молиться за совершивших самоубийство? Из слова о молитве за усопших

Чин молитвенного утешения сродников живот свой самовольно скончавшего

Отношение церкви к самоубийцам

О молитве за самоубийцу


сказать нечего... Даже помощь Церкви не возможна... Попробуйте


подавать милостыню бездомным или кормить уличных животных в


память об ушедшем. Может быть, станет чуть утешительней.


Живите ради доченьки, родителей и всех тех, кому нужна Ваша


помощь (а их ох как много!). Жизнь ценна сама по себе. Ценна уже


тем, что если не сейчас, то в будущем Вы можете сделать что-то


доброе. Живем, пока верим в добро. Это правильно, это хорошо,


малейшую веру надо поддерживать всеми силами. Добро было, есть


Даже если нет сил, все равно живите. И учитесь быть доброй!


Я желаю Вам окрепнуть духом, набраться терпения и найти настоящее дело своей жизни!


Оля , возраст: 30 / 06.07.2009


В этом наставлении для каждого христианина, находящегося в подобном положении, есть много утешительного, успокаивающего душу в предании себя и покойного воле Божией, всегда благой и премудрой. А то, что некрещеные могут получать некоторое облегчение по молитвам, известно из разговора преподобного Макария Египетского с черепом языческого жреца. Преподобный очень много молился об усопших и поэтому желал знать действие своих молитв. Когда ты молишься за мертвых, отвечал череп, - то мы чувствуем некое утешение. Этот случай вселяет в нас надежду, что наши молитвы о несчастных, умерших некрещеными, принесут и им некое утешение. Не стоит забывать и о таком действенном средстве для облегчения участи умерших, как милостыня, которая в данных случаях приобретает особенное значение.

В Сингапуре попытка самоубийства также наказуема заключением на срок до 1 года.

В законодательстве Великобритании с XIII века до 1961 года самоубийство являлось криминальным деянием и приводило к тюремному заключению, если самоубийца выживал, а имущество семьи покойного, если суицид удавался, могло быть конфисковано в пользу монарха[79]. В Ирландии самоубийство считалось уголовным преступлением до 1993 года[80].

Согласно законодательству различных стран, лицо, страдающее тяжёлым психическим расстройством и совершившее попытку самоубийства, может быть недобровольно госпитализировано в психиатрический стационар. В российском законодательстве порядок и условия такой госпитализации обозначены в Законе «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при её оказании»: лицо госпитализируется в психиатрическую больницу, если его психическое расстройство является тяжёлым и обусловливает (пункт «а» статьи 29) «его непосредственную опасность для себя или окружающих»[81].

Сходные критерии существуют и в законодательстве других стран. Например, согласно законодательству штата Массачусетс, человек с психическим расстройством может быть госпитализирован в недобровольном порядке, если по причине его болезни возникла «вероятность серьёзного вреда», понимаемая как (пункт 1) «существенный риск физического вреда самому человеку, проявляющийся свидетельствами угрозы или попытки самоубийства или серьёзного телесного повреждения»[82].

Специальное юридическое определение психического расстройства в законодательстве РФ отсутствует, соответственно возникает ситуация правовой неопределённости, когда врач и юрист должны сами решать, действительно ли пациент страдает от тяжёлого психического расстройства или же для его госпитализации следует руководствоваться какими-либо другими нормами[82]. Согласно приказу Минздрава РФ «О скорой психиатрической помощи» от 8 апреля1998 года, основанием для недобровольной госпитализации могут служить «депрессии (тревожные, тоскливые, с идеями самообвинения) и другие состояния аффективного спектра с активными мыслями, тенденциями, аутоагрессивными действиями, представляющими опасность для жизни пациентов или серьезную угрозу для их здоровья»[83], указание на психотический уровень расстройства при этом отсутствует. Фактически недобровольная госпитализация порой осуществляется даже при отсутствии тяжёлых психических расстройств — госпитализации подвергаются в том числе пациенты с пограничными психическими расстройствами, даже в случаях, когда суицидальное поведение ситуационно обусловлено и носит транзиторный, неустойчивый характер[84].

В отделении психиатрического стационара за пациентами с тенденциями к самоубийству, самоповреждению устанавливается специальный надзор: такие пациенты помещаются в наблюдательную палату, где они находятся на виду у обслуживающего персонала[85] и за ними обеспечивается непрерывное круглосуточное наблюдение. Ограничивается свобода их передвижения: они не могут покидать наблюдательную палату без ведома или сопровождения персонала[86].

Высказывались разные, порой полярно противоположные точки зрения по поводу соотношения самоубийства и психической патологии. Так, основоположники клинической психиатрии в XIX веке выдвигали тезис о тождестве самоубийства и безумия, рассматривая самоубийство как продукт болезненно изменённой психики[87][88]. В частности, такой точки зрения придерживались Пинель и Эскироль[88]. В СССР в течение длительного времени изучение феномена самоубийства сводилось к рассмотрению его в рамках психической патологии: более широкое рассмотрение этого феномена нарушало бы безоблачную картину «счастливой советской действительности»[87].

В настоящее время проблема суицида как западными, так и российскими исследователями рассматривается значительно шире. Согласно статистическим данным, лишь часть людей, совершающих попытку самоубийства, страдает психическими нарушениями.

Против недобровольного лечения лиц, совершивших суицидальную попытку, и против рассмотрения проблемы самоубийства как исключительно медицинской проблемы резко возражали представители антипсихиатрии, в частности Томас Сас[89][90].

  • Около 1000 евреев на горе Масада в I веке н. э. предпочли самоубийство римскому рабству[91].
  • Самосожжения старообрядцев в XVII—XVIII веках (этим заканчивается опера М. П. Мусоргского "Хованщина").
  • Массовое харакири японцев (число покончивших с жизнью в различных источниках варьируется от 35000[92] до 200000[93]) после подписания капитуляции в 1945 году.
  • Интернет-клубы самоубийц появились ещё в конце 90-х годов и получили распространение практически по всему миру. Япония стала лидером среди стран группового суицида через Интернет]источник не указан 507 дней[.
  • Секта «Храм народов» (912 человек) в «Джонстауне» (Гайана) в 1978 году[94].
  • Секта «Heaven’s Gate» (39 членов культа приняли фенобарбитал, надев себе на голову после этого пластиковые пакеты, в результате чего задохнулись во сне) в 1997 году]источник не указан 604 дня[.

Кому интересно,как взывал о помощи Давид:

Псалом 142:1-7

1Голосом своим я звал Иегову на помощь,
Голосом своим взывал к Иегове о благосклонности.
2 Перед ним я изливал своё беспокойство,
Рассказывал ему о своих бедах,
3 Когда мой дух изнемогал во мне.
Тогда ты знал мой путь.
На дороге, по которой я иду,
Они устроили для меня западню.
4 Посмотри направо, и увидишь,
Что никто не признаёт меня.
Не стало места, куда я мог бы убежать,
Никто не спрашивает о моей душе.
5 Я воззвал к тебе о помощи, о Иегова.
Я сказал: «Ты моё убежище,
Мой удел в земле живых».
6 Обрати внимание на мой вопль,
Потому что я совсем обессилел.
Избавь меня от моих преследователей,
Потому что они сильнее меня.
7 Выведи мою душу из темницы,
Чтобы я восхвалял твоё имя.

Завершает чинопоследование молитва, в которой сводятся воедино обозначенные выше темы и испрашивается для сродников самоубийцы «в скорби их утешение».

Наверх